Жанр баллады в литературе

Баллада – лиро-эпическое произведение с динамичным сюжетом, часто в ней есть мистика, фантастика, недосказанность. В балладе сочетается лирическое (она может быть стихотворной, по крайней мере, написана стихотворной строфой, даже если рифма отсутствует) и эпическое (сюжетная составляющая) начала.

Определение

Баллада — это произведение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему. Ее отличают сюжетность и наличие нескольких героев. Баллады появились в Средние века во Франции и Шотландии, они входили в народный фольклор. Предания и сказания передавались в песенной форме, исполнялись под аккомпанемент различных музыкальных инструментов бродячими музыкантами. И если в эпоху Просвещения авторы активно обращались к античному искусству, то позже, во время развития сентиментализма и романтизма, деятели культуры обратились к Средневековью.

Жанры этого периода вновь переосмысливались литераторами в XVIII-XIX веках, в том числе и баллада. Кроме того, этот жанр также продолжил свое существование в современной массовой культуре как музыкальный. Он отличается повествовательным характером, мелодичностью. В рок-музыке второй половины ХХ века жанр достаточно популярен, примерами являются песни групп Guns’N’Roses, Queen, Scorpions, «Ария».

Основные черты

Баллада «подошла» к философии сентиментализма и романтизма, так как этот жанр рисует мир таинственным, загадочным и непознаваемым. Именно с этим связана его популярность в XVIII-XIX веках. Многие писатели-романтики и даже реалисты в позднем этапе творчества проходили через этап создания стихотворных баллад, которые увлекали читателей и самих молодых литераторов.

Жанр отличается следующими особенностями:

  • сюжетная основа – устное народное творчество: легенды, сказания (для баллад российских поэтов также часто характерно обращение к балладам европейских авторов и легендам, как, например, у В. А. Жуковского, но также бывает обращение к российской истории и фольклору – например, у А. С. Пушкина, А. К. Толстого);
  • автор является не отстраненным наблюдателем, он вместе с читателем становится свидетелем происходящего, погружается во внутренний мир героев;
  • написание балладной строфой (варьирование количества стоп в четных и нечетных строфах, при этом размер не меняется, особенно часто в таких случаях выбирался анапест), однако это требование со временем ослабело, и строфа стала универсальной, а не только балладной;
  • лаконичность, замена описаний сюжета действиями и диалогами;
  • динамичный и таинственный сюжет, незаурядный и интересный герой, который при этом не в силах противостоять сверхъестественным силам;
  • мотив тайны и загадки;
  • описание чувств и эмоций героев (в будущем это станет психологизмом в литературе).

Примеры баллад

Баллада привлекала многих писателей: Р. Бернса, В. Скотта, Т. Кэмпбелла, Ж. Лафантена, Г. Гейне, И. Гёте, Г. Бюргера, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Ведущий автор баллад в России – В. Жуковский, который переводил и переосмысливал известные немецкие и английские баллады.

«Светлана»

Произведение В. А. Жуковского «Светлана» рассказывает о том, как главная героиня и ее подруги гадают на святках, в их диалогах выясняется, что Светлана ждет жениха, от которого уже давно нет вестей, поэтому соглашается погадать на будущее со своим возлюбленным. Во время гадания жених действительно появляется, увозит свою любимую в церковь, чтобы обвенчаться. Однако девушка вместо храма оказывается в избушке, где никого нет, лишь гроб с мертвецом и голубь. Голубь пытается предупредить Светлану об опасности, мертвец встает из гроба, при этом птица спасает девушку ценой собственной жизни, а та замечает, что труп – это ее жених. Оказывается, что все эти приключения были сном Светланы, она заснула во время гадания. Наяву же возлюбленный действительно приезжает, он жив и здоров. Таинственная история заканчивается счастливо, хотя читатель до последнего в этом сомневается. Здесь традиционные гадания русских девушек соединились с живыми мертвецами, которые были более распространены именно в западной мифологии и балладном творчестве. В. А. Жуковский взял за основу сюжет баллады А. Бюргера «Ленора», однако добавил в нем национальный колорит, создав самобытное произведение.

Сюжет баллады действительно таинственный, наполнен поворотами, динамикой. Баллада, как было сказано выше, вписывается в романтический жанр, но также здесь есть элементы психологизма, философская линия, которые оказали влияние и на реалистическую литературу. При этом уделяется внимание чувствам Светланы, автор помогает аудитории почувствовать внутренний мир этой девушки, проникнуться ее проблемами (как она переживает за возлюбленного, какой страх и при этом кротость она проявляет в доме с мертвецом, как ее радует утро и пение петуха, когда оказалось, что это все сон). Лаконичность и динамика также достигаются заменой сюжетов диалогами. Так, читатель узнает о судьбе возлюбленного Светланы из ее общения с подругами, из диалогов мы также понимаем, что героиня решила все же погадать, но не на жениха, а на судьбу.

Баллада написана простым языком, практически нет слов высокого стиля, но нет и просторечного, автор не обращается к «народной лексике», а просто и понятно рассказывает историю. Используются эпитеты – «легкою рукою», «яркими глазами», «легкий шепот», «на луне туманный круг», «снег глубокий», «мертвый сон», «грозными очами» и так далее. В балладе также присутствуют метафоры («слава – дым», «свет – судья лукавый», «в опыте разлуки»), олицетворения («робость волнует грудь», «страх туманит очи», «крикнул сверчок»).

«Песнь о вещем Олеге»

В основу баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» положена легенда об одном из первых русских князей. Колдун предсказал князю Олегу славную судьбу полководца и завоевателя, но смерть от собственного любимого коня. Главный герой поверил в предсказание и выбрал другого коня. Через несколько лет предсказания сбылись, Олег действительно «повесил щит на врата Цареграда», вспомнил он и о коне. Князю сказали, что конь умер, и он решил, что колдун ошибся, отправился на могилу животного. Но там из черепа лошади выползла змея и ужалила Олега, от яда тот и умер.

Таинственный сюжет наполнен фатализмом, здесь яркий образ смелого князя, который не боится никого, но уважает колдуна. Еще интереснее образ самого кудесника, «покорного Перуну одному», не боящемуся «могучих владык» и отказывающегося от «княжеского дара». Тема судьбы является центральной, ведь предсказания осуществляется, несмотря ни на какие сроки давности и заслуги князя Олега. Образы ярко рисуются, читатель будто бы находится рядом с Олегом и кудесником, баллада наполнена психологизмом.

Изобразительные средства представлены достаточно широко, образные язык наполнен эпитетами («вещий Олег», «вдохновенный кудесник», «безумный старик», «могучих владык», «вещий язык», «славной главою», «жаркою кровью» и другие) и метафорами («с волей небесною дружен», «слава – отрада», «примешь ты смерть», «прощальной рукою»). Вескость предсказаниям колдуна придает метонимия («и волны, и суша покорны тебе», «щит на вратах Цареграда»).

Баллады – увлекательные произведения, наполненные загадками и тайнами. Эти характеристики привлекали читателей, при этом автор мог не только рассказать интересную историю, но и описать внутренний мир персонажей, их чувства, мысли и эмоции. Баллады оказали значительное влияние на развитие литературы и массовой культуры.

Автор: Мария Копусова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *