Анализ рассказа «Лёгкое дыхание» (И.А. Бунин)
В русской литературе яркими красками выделяются произведения Ивана Бунина. Его рассказы о любви и стихи о природе вызывают всеобщее признание. Рассказ «Лёгкое дыхание» причисляют к списку самых знаменитых произведений писателя. Многомудрый Литрекон помогает читателям разобраться в творчестве Бунина и представляет анализ «Легкого дыхания» по плану.
Содержание:
История создания
Произведение «Лёгкое дыхание» было впервые опубликовано в пасхальном номере 1916 года газеты «Русское слово». Автор написал его в сельской глуши имения Васильевского в Орловской губернии. Поводом для написания стало коммерчески выгодное предложение от авторитетного издательства.
По словам писателя, замысел рассказа родился из воспоминания о маленьком кладбище в итальянском городе. Внимание писателя привлек крест с медальоном, где была изображена жизнерадостная девушка с веселыми глазами. Он представил девушку русской и начал сочинять её историю. Так родился рассказ, который десятилетиями трактовали критики, каждый по-своему.
Направление и жанр
«Лёгкое дыхание» — это рассказ или повесть? Не первое и не второе. Жанр произведения — новелла. Ее от рассказа отличает особенный «стремительный» стиль: в таком тексте острый и динамичный сюжет стоит на главном месте. События, происходящие с героями Бунина, драматичны. Здесь и смерть, и отвергнутая любовь, и неприятие персонажа обществом.
По направлению рассказ можно отнести к модернистским течениям, в особенности, к символизму. Легкое дыхание, например, стало символом женственности, которую так просто растоптать.
Смысл названия
Что такое «Лёгкое дыхание»? Это качество, которое описывается в рассказе. Это особое свойство натуры, которым обладает героиня Бунина.
Она прочитала об этом в книге отца. Там говорилось о необходимых для дамы свойствах: «Но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь правда, есть?» — вспоминала Оля. Она воспринимала фразу буквально, но автор выводит более обобщенное значение. Легкое дыхание — это изящная женственность, воплощение девичьей грации. Эта же фраза характеризует отношение героини к жизни:
Она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена.
Оля ко всему относилась легко и весело.
Композиция и конфликт
События рассказа хронологически перемешаны. Иван Бунин рассказывает о судьбе гимназистки Оли Мещерской, начиная и заканчивая повествование с описания её могилы на кладбище. После вступления, следует описание детства и взросления Оли. Запись из дневника Мещерской приводится после убийства и расследования, хотя события, описываемые в дневнике, происходят раньше. Таким образом, композиция рассказа «Лёгкое дыхание» кольцевая. Ее особенность состоит в нелинейности: события расположены не в хронологической последовательности.
В рассказе имеют место несколько конфликтов. Один из них – конфликт начальницы и Мещерской, противоречие строгости и беззаботности, другой – конфликт Мещерской и казачьего офицера, связанный с неразделенной любовью.
Суть: о чем рассказ?
Девочкой Оля Мещерская ничем не выделялась в толпе, но, повзрослев, она затмила своих сверстниц красотой. Она отличалась жизнерадостностью и своим, присущим только ей, изяществом. Когда другие девушки тщательно следили за своей внешностью и движениями, Оля могла бегать, играя с первоклассницами, и всё равно быть самой красивой. У неё были поклонники, ходили слухи, будто один гимназист, страдая от любви к Мещерской, покушался на самоубийство.
В последнюю Олину зиму начальница гимназии вызывает Мещерскую в свой кабинет, чтобы поговорить о её легкомысленном поведении. Она говорит, что Оля уже не девочка, но ещё и не женщина. Мещерская перебивает её, ответив, что она уже женщина, и признавшись, что у неё были отношения с братом начальницы.
Следующая сцена происходит через месяц после разговора Оли и её преподавательницы. Казачий офицер стреляет в Мещерскую на вокзале посреди толпы людей. На допросе офицер признается, что Мещерская обещала стать его женой, но в день убийства объявила, что она издевалась над ним. Оля дала прочитать ему запись из своего дневника, где говорилось о брате её преподавательницы. Прочитав дневник, офицер убивает Мещерскую.
На могилу приходит классная дама Оли Мещерской, она смотрит на крест с медальоном и вспоминает свою ученицу.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Лёгкое дыхание» объединены в таблице.
Оля Мещерская | Главная героиня, гимназистка. Изящная и красивая. Вызывает восхищение и зависть. Подробнее о ее образе Многомудрый Литрекон написал в сочинении. |
Начальница гимназии | Сухая и строгая. Моложавая женщина. Склонна к поклонению своим фантазиям. Начальница гимназии предстает как противоположность Мещерской. Будучи сухой и строгой, она считает, что Мещерская ведёт себя чересчур ветрено. Описывая обстановку кабинета, Бунин показывает разницу между восприятиями этих женщин. Начальница сидит за вязанием, не поднимая головы, за письменным столом, над которым висит царский портрет. Оля рассматривает обстановку кабинета, чувствуя запах ландышей на столе и тепло печи, смотрит на портрет царя, где он изображен во весь рост посреди красивого зала. Для начальницы её кабинет предстает как обычная комната, когда для Оли Мещерской кабинет полон ощущений и чувств. |
Малютин | Брат начальницы. Красивый пятидесяти шестилетний мужчина. Друг и сосед отца Мещерской, который развратил девочку, пользуясь отсутствием родителей. Подлый и хитрый человек. В дневнике Мещерской приводится описание Малютина. Он предстает как красивый и всегда хорошо одетый мужчина пятидесяти шести лет. Хотя он намного старше её, Оле сначала нравится его общество. |
Казачий офицер | Некрасивый и плебейского вида. Не принадлежит к кругу Мещерской. Ревнивый и жестокий человек, не сумевший простить девушку. Офицер не может принять отказ, он убивает Олю, потому что она предпочла другого. Мог ли Бунин таким образом показать поведение мужчины, который не умеет любить и не считается с интересами той, на ком он хочет жениться? Тогда сцена между Мещерской и офицером предстает как образ отношений женщины и мужчины, который любит только себя. Символично, что Мещерская умирает от рук офицера. |
Классная дама | Классная дама – немолодая девушка, преданная идеям, которые заменяют ей действительную жизнь. |
Гимназист | Гимназист, влюбленный в Олю, не может вынести её изменчивого поведения. Как и офицер, он решается на убийство, но он пытается убить не Олю, а себя. Про этого персонажа очень мало сказано, только то, что он юн и намного моложе остальных поклонников Мещерской. Оля играет с ним и не воспринимает всерьез. |
Темы
Тематика в рассказе «Легкое дыхание» может быть описана подробнее, если Вы напишите Многомудрому Литрекону весточку о необходимости этих изменений:
- Женственность. «Легкое дыхание» неуловимо, это то, что невозможно выразить словами. Оля Мещерская – образ женственности, легкая, счастливая и непосредственная в представлении автора. Она притягивает к себе взоры мужчин и женщин. Рассматривая главную героиню с точки зрения символизма, можно увидеть с разных сторон отношение к образу женщины с легким дыханием.
- Счастье. Среди других персонажей Оля Мещерская выделяется своим мировоззрением, она чувствует каждый миг, замечая окружающую её красоту. Строки из её дневника демонстрируют, что Оля может чувствовать счастье в самых обычных вещах: «Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Этим чувством жизни она привлекает к себе окружающих.
- Любовь. Для многих героев новеллы это чувство предстает всего лишь обладанием. Мужчины стремятся завладеть Олей, потому что она красива, но никто из них не понимает ее. Любит ли Мещерская Малютина? Зачем она обманула казачьего офицера? Эти вопросы остались без ответов. Поведение главной героини может показаться безнравственным, ведь не ясны мотивы, которые заставляют её поступать тем или иным способом. Поскольку в отношениях героев нет понимания, их нельзя назвать любовными. Юная девушка не осознает того, что происходит, она играет, а вот мужчины ведут себя в полной мере безнравственно, ведь прекрасно понимают, что все их действия сводятся к желанию обладать Олей.
Проблемы
Проблематика новеллы «Легкое дыхание» тоже может быть расширена, если Вы напишите о важности правок в комментариях.
- Давление общественных условностей. Оля Мещерская сталкивается с общественным мнением, в котором она предстает ветреной особой. Её не заботит мнение окружающих, она живет своими принципами, не беря пример с начальницы гимназии, которая хочет, чтобы Мещерская была менее женственна и беззаботна.
- Раскаяние и стремление к смерти. Будучи девочкой, героиня Бунина хочет поскорее оставить детство и оказаться во взрослом мире, она рано расцветает как девушка. Но принесло ли ей это счастье? Могла ли Мещерская пожелать своей смерти после свершившегося падения? На страницах дневника она описывает чувства к Малютину: «Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого». В свою последнюю зиму она была счастливее прежнего, словно стараясь вдоволь насладиться жизнью. Могла ли героиня заранее предпочесть смерть? Ведь тогда её отношения с казачьим офицером приобретают новый смысл. Зная о его импульсивности, Мещерская сначала издевается над ним, потом показывает свой дневник, вызывая в нем злость, обиду и желание мести.
- Навязчивое желание посвятить себя чему-нибудь. Бунин изобразил очень интересный образ классной дамы Оли. Раньше она хотела посвятить жизнь своему ничем не примечательному брату, которого считала человеком с блестящим будущим. Но её брат погиб, а классная дама стала представлять себя, как идейную труженицу. После смерти Мещерской, она каждое воскресенье приходит на могилу своей ученицы. Словно тоскуя по тому, что ей не дано, классная дама часто приходит на Олину могилу. Она забывает о себе, живя в вымышленном мире.
- Безнравственность. Малютин воспользовался неопытностью девушки и совратил ее, будучи другом ее отца. Этому человеку чужды понятия о чести и совести.
Основная идея
В последнем предложении рассказа Бунин пишет: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре», — создавая аналогию жизни и смерти Оли Мещерской. Она жила легко как дыхание, но развеялась при столкновении с жестокой действительностью. Главная мысль рассказа «Легкое дыхание» заключается в том, что настоящая красота очень слаба и призрачна, поэтому ее так просто растоптать и развеять по ветру. Счастливая, беззаботная и изящная Оля стала неким идеалом, которому не нашлось места в пошлой и усредненной действительности.
Смысл рассказа Бунина «Легкое дыхание» перекликается с содержательными особенностями всего сборника «Темные аллеи». Бунин раскрывает все грани любви, которые не умещаются в тесные рамки мещанского благоразумия.
Чему учит?
Размышляя о смысле произведения, мы понимаем, что не в каждой литературе можно заметить моральный вклад. Есть особые повести и рассказы, которые не стараются донести нравственную мысль. Такая литература ненавязчивая, она будто шепчет на ухо читателю свою историю, позволяя толковать её каждому человеку по-своему. Такова история Оли Мещерской. И все же, чему учит «Легкое дыхание»? О чем заставляет задуматься? У героини Бунина можно поучиться оптимизму, умению пребывать в счастье и силе стоять на своем мнении. Такие качества ценятся во все времена.
Оля Мещерская жила легко, восхищая читателей сто лет назад. Но даже сегодня, читая «Лёгкое дыхание», каждый находит в рассказе что-то своё. Какая-нибудь юная девушка прочтет рассказ и решит стать «женщиной с легким дыханием», другой человек прочитает и восхитится красочным слогом Бунина, а кто-то увидит лишь описание безнравственного поведения и «падения» героини. Каждый понимает рассказ по-своему, но именно в этом и состоит главная ценность «Лёгкого дыхания».
Критика
Рассказ был написан более ста лет назад, но до сих пор критики и обычные читатели задаются вопросами, поднятыми Буниным. Кого-то привлекают герои, кого-то композиция повествования или слог Бунина. «Лёгкое дыхание» интересен не только как художественное произведение, десятилетиями не умолкали исследования рассказа с точки зрения этики и психологии.
Писатель Константин Паустовский был высокого мнения о мастерстве писателя, считая отличительное качество Оли Мещерской достойным высших похвал. Литературовед Александр Гизетти отметил в произведении Бунина описание провинциального быта, отметив, что жизнь Оли смята похотью. Отдельные критики считали смерть Оли платой за стремление к полной жизни.
Автор: Валерия Богзыкова
Исправьте фактические ошибки: над казачьим офицером не было суда, а показан процесс расследования ещё только. Дословно: «офицер заявил судебному следователю…» в царской России в системе гимназического образования роль классной дамы несколько отличалась от роли Учителя. Они могли и не преподавать дисциплины, а назначались в помощь учителям и присутствовали на уроках как помощники и наблюдающие за порядком и дисциплиной в классе. Кроме того на них возлагалась педагогическая воспитательная функция: связь с родителями, ответственность за посещение Церкви перед занятиями воспитанницы, соответствие поведения уставу гимназии и нравственным законам общества, соответствующего занимаемому классу и по рождению и по заслугам родителей. И если для дворянских отпрысков обычным делом было соблазнение служанок и дворовых крестьянок, то покушение на честь и достоинство девушки своего класса каралось как тяжкое преступление. Не знать этого Иван Алексеевич Бунин не мог, поэтому сам сюжет им выдуман с нарушением всех христианских и нравственных норм своего времени. Причём фантазии свои он усиливает двойным подряд грехопадением Оли Мещерской, в мыслях усиливая первородный грех Евы как прародительницы всех женщин. Это уже не проблемы нравственности маленькой героини, надуманной от начала и до последнего вздоха ( изящное низведение юного недостижимого создания для греховной связи в неуловимый образ как «легкое дыхание»), а проблемы стареющего автора: чем старше возраст, тем сильнее тяга к молодому, юному…
Спасибо за Ваше мнение, исправили)
Если бы «покушение на честь и достоинство девушки своего класса» вышло за пределы личного дневника Оли Мещерской, то, возможно и «каралось как тяжкое преступление». По всей видимости, девочка не смогла никому рассказать о случившемся, но и принять ситуацию тоже не смогла. А взрослый развращенный лицемер, по всей видимости, был женат и имел безупречную репутацию в обществе, где адюльтер не был редким явлением, но важно было соблюдать внешние приличия.
Не претендую на глубокое понимание конфликта произведения, но некоторые его детали выглядят ясными указателями, тогда как другие скорее добавляют вопросов, чем ответов. Таким указателем является дневниковая запись Оли Мещерской, которая свидетельствует о выборе ею своего пути. Значит она не поверхностная личность, повинующаяся капризу. Не такое лёгкое её дыхание , как ей хотелось бы — ведь лёгкого дыхания не слышно и не заметно вовсе. Оля отрицает тёмные, уродливые стороны жизни, подавляя их в своём сознании, а значит живёт вразрез с реальностью, что провоцирует скептика и реалиста Малютина на игру с ней. К чести Оли — она не снимает с себя ответственности за случившееся. В её изображении Малютин не коварный соблазнитель ( каким бы он возможно предпочёл себя считать), а заскорузлый болван, гимназист, ворующий варенье, в облике солидного мужчины. Никакого раскаяния Оля не испытывает: метанойи, как перемены направления мысли, с ней не происходит. Её стремление жить над условностями, повинуясь своему чувственному инстинкту, разбивается о прозу жизни: она поняла, что аутентичность её самовыражения не может быть оценена по достоинству в обществе, утратившем способность к субъект-субъкетным отношениям. И она мстит начальнице, разоблачая её неспособность видеть очевидное, и Малютину, обличая его перед самим собой и обществом, и казачьему офицеру. Достаётся и гимназисту — он вырастет таким же фальшивым человеком, как и прочие. Да и с чего бы Оле жалеть его, если ей не жаль себя и уже не жаль продолжающей цвести вокруг неё природы, отказавшей ей в таком естественном развитии, которому повинуется сама? Но если и природа изменила ей, то Оля не изменила своей природе, предпочитая мученический венец. И по желанию Бунина, разделяющего его с классной дамой, «по вере её да будет ей» — несмотря на не вполне христианскую мораль.
Спасибо, Валерий, это очень глубокий анализ личности героини!)
Спасибо! Но вообще я пытаюсь анализировать личность и эстетику Бунина. Он считал себя поэтом, и я согласен с ним. Люблю его стихи , особенно «Пантеру» и » Бегство в Египет». Мне близка его ярость и отчаяние. Его стихи — чудодейственная молитва:»А в дремучих зарослях, впотьмах
Жались, табунились и дрожали,
Белым паром из ноздрей дышали
Звери с бородами и в рогах.
И огнём вставал за лесом меч
Ангела, летящего к Сиону,
К золотому Иродову трону,
Чтоб главу на Ироде отсечь.»
Мир, утративший представление о красоте, непереносим, но надо жить и сохранять ей верность:» Черна, как копь, где солнце, где алмаз,
Брезгливый взгляд полузакрытых глаз
Томится, пьян, мерцая то угрозой,
То роковой и неотступной грёзой.
Томят, пьянят короткие круги,
Размеренно -неслышные шаги, —
Вот в царственном презрении ложиться
И вновь в себя, в свой жаркий сон глядится…
Омерзителен мир, в котором исчезает красота, но это не повод сдаваться, а повод ею стать любой ценой.
Захотелось пояснить почему я воспринимаю поэзию Бунина, как чудодейственную молитву: пока читают Бунина, она звучит, Божья мать бежит в Египет, спасая младенца Иисуса, Ангел летит к Сиону, чтоб главу на Ироде отсечь, пантера мечтает о свободе, Оля Мещёрская живёт, как символ незапятнанной лицемерием души. И растление всего живого, происходящее от того, что «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Бытие 6:12) приостановлено, приговор отсрочен, оставляя время для покаяния и усовершенствования.
Я только хочу передать, что я чувствую после прочтения рассаказа. Поэтому не буду говорить о главных и не главных героях, о замыслах автора и чего не хотела принять Оля Мещерская. Не думаю, что я уникальная личность, а значит, кто-то тоже чувствовал, что и я. Так что? Беззащитность! Да да! Оля — это нечто недостижимое, это святой Грааль, который невозможно найти, но ты и не можешь не отправиться на поиски.
Очень хороший анализ, но хотелось бы больше анализа классной дамы… Интересный и не совсем понятный образ… Для чего-то ведь Бунин её прописал…
Литрекон тоже думал об этом и пришел к выводу, что это двойник-антипод Оли Мещерской. Та жила ярко и быстро, поэтому погасла, будто огонек. А классная дама — «немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь». У нее длительное, но такое серое и скучное существование. Нет красоты, любви, искорки. Но она отчаянно ищет этого в других, заменяет свою неудавшуюся жизнь на чужую в воображении. На контрасте с этой классной дамой мы ярче представляем себе образ Оли и его гипнотическое воздействие на людей.
Простите, но хотелось бы узнать, почему Вы определили жанр данного произведения, как новелла? Неожиданной развязки тут нет, об «участи» Оли Мещерской мы узнаем,так сказать, ещё в начале…Да, сюжет острый, но…Почему же не рассказ?
1) Остросюжетность
2) Отсутствие четкой авторской позиции
3) Композиция отличается обилием временных перемещений, которые намеренно снижают событийный интерес
4) Пейзаж здесь не фон, а способ раскрытия темы «легкого дыхания»
5) Персонаж и его мотивы не раскрыты: остается слишком много белых пятен и умолчаний в самых важных местах
6) Степень напряжения не спадает на протяжении всей новеллы: да, не совсем типичный накал (мы знаем финал), но шокирующие подробности сыпятся на протяжении всего повествования, сохраняя психологическое напряжение.
Композиция не кольцевая, а ретроспективная (автор делает отступление в прошлое по ходу развития действия)