Анализ стихотворения «Родина» (М.Ю. Лермонтов)

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» по плану, где описываются основные содержательные, композиционные и художественные особенности произведения.

История создания

Первые шаги в литературе М.Ю. Лермонтов сделал, будучи подростком, в 13-14 лет. Почти вся лирика Лермонтова наполнена грустью, дисгармонией с окружающей жизнью. Но, как истинный поэт, Лермонтов говорил в своих стихах не только о самом себе, своих чувствах и переживаниях, но и об окружавшем его мире. Автора, как и его лирических героев, не устраивает действительность, и они бросают ей вызов.

В своей лирике Лермонтов рассуждает о предназначении поэта и поэзии, описывает боль и тоску от неразделённой любви. Но главная любовь в жизни поэта ─ это любовь к родной земле.

Стихотворение «Родина» написано в последний год жизни Лермонтова. В марте 1841 года поэт вернулся с Кавказа и собирался подать в отставку и полностью посвятить себя литературе. В стихотворении «Родина» он признаётся в любви к своей стране. В нём поэт, по сути, подвёл итог своему творчеству и попрощался с Россией, сам не зная об этом. В красочном описании природы заметна радость автора от встречи с родной землёй. Долгое время он видел не леса и степи средней России, а горы Кавказа. В произведении он также косвенно намекнул о причине своей отставки — «слава, купленная кровью» ему чужда, поэтому он больше не собирался воевать и преумножать ее.

Жанр, направление, размер

По жанру «Родина» ─ лирическое стихотворение, элегия. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, переходящим в шестистопный. Используются кольцевая и перекрёстная рифмы, преимущественно женская рифма.

Направление творчества Лермонтова — романтизм. В каждом произведении автора проявляются его основные признаки. Даже «Родину» поэт начинает с отрицания: сначала он перечисляет ее недостатки, то, против чего выступают его разум и честь. Он начинает признание в любви с бунта против нее — таков истинный поэт-романтик!

Композиция

Стихотворение «Родина» состоит из двух строф, разных по объёму.

  1. В первой части поэт описывает то, за что другие люди любят свою страну. Его, в отличие от них, не волнуют военные успехи, покой просторов Руси и ее «темные преданья».
  2. Зато он до безумия, вопреки рассудку, любит ее красоту, ее природное очарование. Об этом и говорится во второй части произведения.

Образы и символы

Лирическим героем в стихотворении «Родина». выступает сам автор, рассказывающий о своих чувствах. Родина для поэта ─ это, прежде всего, сама страна, её природа и народ, а не государство с его интересами.

Образ родины в стихотворении представлен воплощением дикой и необузданной красоты, первозданной свободы. Автор любит не только ее внешние стороны, но и ощущения. Ему нравится двигаться по проселочным дорогам, нравится участвовать в народных гуляниях, нравится ночевать под открытым небом. Все эти ощущения связывают его с родиной невидимыми нитями, которые не осмыслить и не объяснить логически. Эта связь возникает в душе.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Родина» изложены ниже максимально кратко:

  1. Основная проблема в стихотворении «Родина» — это ненастоящая, показная любовь, насаждаемая мнимой славой. Поэта не радуют «ни тёмной старины заветные преданья, ни слава, купленная кровью». В то время как в мрачную и суровую эпоху правления Николая I было принято восхвалять победы русского оружия, не вспоминая при этом о том, чего они стоили народу, а в отечественной истории видеть только светлые стороны, доказывая тем самым необходимость для России самодержавия и крепостничества.
  2. Другая проблема — царизм в России, против которого неизменно высказывался автор. «Ни полный гордого доверия покой» ─ строка, направленная против самого императора. Именно он в каждом своём манифесте объявлял о покое, который дарует России.
  3. Основная тема — красота и необыкновенность России. «Родина» ─ необыкновенный по красоте гимн русской природе. Автор рисует захватывающие дух картины, «лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям». «Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз, и на холмах, средь жёлтой нивы, чету белеющих берёз». Этот пейзаж навсегда остался не только в литературе, но и в живописи, став своеобразным символом нашей страны.
  4. Народ — это еще одна тема стихотворения. Автор любит родину и за то, что ее населяют такие чудесные люди. «С отрадой, многим незнакомой», поэт видит «полное гумно» ─ символ благополучия крестьянина. До полночи он готов смотреть на «пляску с топотом и свистом». Здесь автор говорит о своём единстве со всем народом, в том числе и с простыми людьми. Об уважении к труду и быту простого человека.
  5. Настроение автора одновременно и грустное, оттого, что в России много несправедливости («печальные деревни»), и у неё много врагов, в борьбе с которыми приходится проливать кровь. И в то же время счастье оттого, что он — сын этой земли. Восхищение её бескрайними просторами.

Основная идея

Странная любовь Лермонтова к родине означает недовольство настоящим и пожелание лучшей доли для России. Рассудок заставляет поэта ненавидеть ту Россию, которую в другом стихотворении он назвал «немытой страной рабов и господ». Россию ─ государство с его правительством, а не страну. Но рассудок не может победить истинный патриотизм. Да и в самой ненависти к государству тоже скрывается горячая любовь к своему народу, переживание за его судьбу. Такова главная мысль стихотворения «Родина».

В «Родине» Лермонтов доказывает, что Россию, как говорил Тютчев, умом не понять и аршином общим не измерить. Поэтому свое отношения к ней он выразил в ощущениях. Невозможно понять их и объяснить, возможно лишь ощутить то же самое, поверить и почувствовать ее близость. Таков смысл стихотворения «Родина».

Средства выразительности

В стихотворении «Родина» используются следующие тропы:

  1. эпитеты («безбрежные леса» «заветные преданья» «тёмная старина», «вечером росистым»);
  2. метафора («слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой»), олицетворения, один из видов метафоры («степей холодное молчанье», «печальных деревень», «чета белеющих берёз»);
  3. сравнение («разливы рек её, подобные морям»).

До Лермонтова никому из русских поэтов не удавалось создать столь гармоничный образ человека и гражданина. Не было до него и такого глубокого размышления о жизни и человеческих поступках. Наследник и ученик Пушкина, Державина, Жуковского, Лермонтов придал русской поэзии новый облик, оказавший влияние на её дальнейшее развитие.

Автор: Артем Аввакумов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *