Анализ стихотворения «Листок» (М.Ю. Лермонтов)

Михаил Юрьевич Лермонтов вошел в историю русской литературы как поэт, способный рассказывать о страданиях человека «без кожи», повествовать о чувствах, скрытых от толпы. Кому как не ему было знать о том, что такое одиночество и как пагубно оно может сказываться на развитии личности. Одно из тех стихотворений, в которых данный мотив творчества Лермонтова проявился в полной мере, – «Листок».

История создания

Произведение «Листок» было написано Лермонтовым незадолго до смерти, летом 1841 года. В тот период Лермонтов возвратился на Кавказ после отпуска, его посещало множество философских мыслей. Данное стихотворение явилось попыткой великого поэта выразить результаты душевных исканий.

Считается, что Михаил Юрьевич заимствовал мотивы «Листка» из стихотворения французского поэта А.В. Арно, которое имеет аналогичное название. Однако наш соотечественник потрудился внести некоторые коррективы, дополнив систему образов, а также изменив ритмический рисунок произведения.

Жанр, направление, размер

В стихотворении «Листок» довольно легко выделить принадлежность к жанру элегии. Об этом свидетельствуют интонация легкой грусти и характерные меланхолические нотки, а также то, что сюжет стихотворения развивается в прошлом, которое не поддается изменению и может быть лишь осмыслено.

Литературное направление – романтизм. В произведении можно найти традиционные для литературы романтизма мотивы одиночества и изгнанничества, противопоставление идеального мира и мира реального. Вдобавок автор представляет «дубовый листок» и «чинару» разговаривающими, что указывает на фантастичность происходящего.

Стихотворный размер в произведении «Листок» – пятистопный амфибрахий. При этом используется парный тип рифмовки, в произведение включены женские рифмы.

Смысл названия

Заглавие стихотворения «Листок» позволяет сконцентрировать внимание читателя на центральном образе – листке. Лермонтов пытается показать, что, несмотря на всю величественность и красоту молодой чинары, она не претендует на то, чтобы интересовать автора в наибольшей степени. Куда более важно для Михаила Юрьевича проследить движение жизни «несчастного» листка, которому негде найти приют.

Можно добавить к этому, что уменьшительно-ласкательный суффикс «ок» в слове «листок» может служить созданию впечатлению ничтожности и малости в масштабах вселенной дубового листа, который является метафорой жизни человека.

Образы и символы

Как уже было сказано выше, центральный образ в произведении – листок. Автор сочувствует его участи и изображает как жертву внешних обстоятельств: дубовый листок оказывается оторван «от ветки родимой».

Здесь можно провести сразу несколько любопытных параллелей: либо с судьбой самого Лермонтова, либо с наследием литературы романтизма. В первом случае можно предполагать, что Михаил Юрьевич выражает в образе листка свою собственную тоску о Родине, из которой поэт был выслан на Кавказ. Если же принимать «Листок» за своеобразную оду романтизму, то уместно подметить, что в стихотворении выражено традиционное для романтического литературного метода мышление оппозициями: «я» против враждебного мира.

Тогда образ молодой чинары – символ этого самого мира счастья и красоты, в котором нет места романтику. Это трансформация образа толпы, которая не может и не хочет понимать лирического героя.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «Листок» традиционна для творчества этого поэта. Оно посвящено привычным для Лермонтова темам одиночества и оторванности от внешнего мира. Также в нем есть место теме скитаний и поиска приюта.

В произведении проблематика сводится к философской и нравственной. Можно говорить о том, что главным в стихотворении вопросом является следующий: «Может ли тот, кто уже потерял свое место в мире, обрести его вновь?». Автор также показывает, что, с его точки зрения, сложно установление взаимопонимания между счастливым и тем, кто только ищет счастья и просит о помощи.

Смысл

Основная идея стихотворения «Листок» заключается в следующем: жизнь человека –– это тернистый путь, полный испытаний, который часто приходится проходить в одиночку, потому что мало кто способен на сострадание и помощь нуждающемуся.

Главная мысль произведения «Листок» – в мире возможны абсолютно разные жизненные ситуации, когда одному достается всё, а другой оказывается вынужден скитаться в поисках своего места.

Чему учит?

Стихотворение Лермонтова «Листок» учит тому, что потеря уюта и покоя возможна в любую минуту. Необходимо находиться в полной готовности к подобным трудностям и не расстраиваться, если к тебе не пришли на помощь.

В свою очередь, тот, к кому обращаются за предоставлением каких-то материальных благ, не должен скупиться, ведь в точно такой же ситуации мог оказаться он сам.

Средства художественной выразительности

Выделим тропы, которые можно найти в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок»:

  1. Эпитеты: «ветки родимой», «тоскою глубокой».
  2. Метафоры: «ветви раскинула».
  3. Олицетворения: «шепчется ветер».
  4. Инверсия: «жестокою бурей гонимый», «чинара стоит молодая».
  5. Анафора: «Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара. / Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?»
  6. Риторическое обращение: «о странник!»

Автор: Ромазан Самодинов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *