Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький)

Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым. Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.

История создания

Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.

Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени. Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага. Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.

Род, направление, жанр

Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.

До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты. 

  • Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми. 
  • В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом. 
  • Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.

Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.

Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Композиция и конфликт

Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:

  1. Легенда о Ларре
  2. История жизни старухи Изергиль
  3. Легенда о Данко

Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя.  И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.

Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.

Суть: о чем рассказ?

Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.

Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его. Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти. Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.

После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.

Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места. Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса. Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

герои рассказа «старуха изергиль» характеристика
ларра сын орла. красив, силён, ловок, умён и горделив. в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ. на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния. он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины. не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него.
старуха изергиль

старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной.

данко юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии.
образ повествователя это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение.
люди в рассказе

общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности.

Темы

Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:

  1. Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
  2. Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
  3. Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
  4. Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
  5. Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
  6. Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
  7. Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
  8. Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.

Проблемы

Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:

  • Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.
  • Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.
  • Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.
  • Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.
  • Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.
  • Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.

Основная идея

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.

  • Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
  • С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.

Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.

Чему учит?

Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».

Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.

Критика

«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.

Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.

«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:

… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»

Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:

«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.) 

Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

комментариев 14

  1. ваа:

    идеал горького — старуха изергиль, а не данко. автор осуждает ненужную жертвенность героя
    статья не отвечает авторской позиции и может запутать учеников сдающих экзамены

    • Самый Зелёный:

      Спасибо за Ваш комментарий! Однако мы не можем согласиться с тем, что Старуха Изергиль была идеалом Горького. В данном случае уместно вспомнить цитаты самого автора о своих героях, раз уж Вы ссылаетесь на мнение писателя (бедняга умер, иначе сам бы возразил). Сравнивая Данко с А. Стриндбергом, он писал: «И тот, и другой «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе»». Он очень восхищался этим мыслителем и плодами его деятельности. То есть данная оценка говорит об однозначном преклонении перед образом Данко — образом, с которым связана деятельность любого писателя-революционера: его не понимают, его хулят, его забывают, но дело его живет, и Данко дал жизнь своему племени. Его именем мы называем людей, которые приносят НУЖНУЮ жертву, но не находят понимания. А кого, стесняемся спросить, можно назвать Изергиль? От такой оценки собеседник будет открещиваться и отшучиваться, так как несчастная одинокая старость без весомых достижений и семьи мало кого прельщает…

  2. ваа:

    недаром произведение названо именем этой героини. она не прожила, как вы сказали, «жизнь без следа». напротив ее жизнь насыщена событиями, потому что изергиль находится в ладу с умом и чувствами. также композиция отражает отношение автора к героям. истории ларры и данко обрамляет рассказ старухи

    • Самый Зелёный:

      Каждая жизнь насыщена событиями, но ни каждая оставляет след, согласитесь? Можно бегать всю жизнь за суетой и дополнять ее своим присутствием, но что после? «Ты все пела — это дело»? Стрекоза — вот архетип Изергиль. События — да, созидание — нет. Весьма эгоистично объявлять накопление личного эмпирического опыта смыслом жизни, Горький, писатель-коммунист, на это никогда бы не пошел, это противоречит его мировоззрению.

      Довод о композиции можно истолковать иначе: последняя легенда говорит о подлинном смысле жизни. Самое важное говорится напоследок, как итог всему повествованию.

  3. ваа:

    ужас. почитала другие статьи — то же самое.
    изергиль гедонистка!! совмещает в себе черты как альтруизма данко, так и эгоизм ларры
    и все это делает ее Идеалом автора
    она НЕ растратила себя «понапрасну»
    ее жизнь НЕ «бесцельная», НЕ «бесплодная»

    • Самый Зелёный:

      Вы, безусловно, имеете право на свое мнение, как и автор материала. Однако неразумно ссылаться на писателя в данном диспуте, если у Вас нет цитат, подтверждающих его позицию. Мы же привели таковую, при желании можно найти еще. Но главным обстоятельством, говорящим о симпатиях Горького, является его партийная принадлежность. Человек был социалистом! Как он мог выбрать Изергиль с ее сугубо личной жизнью? Сейчас это было бы актуально, но тогда жертва частных интересов ради общего дела была идеалом многих деятелей соцреализма. Прочитайте, например, «Мать» — вот она, напрасная жертва, которую, дескать, осуждает Горький. А вот и нет, он ее воспевает! Это продолжение легенды о Данко — не об Изергиль.

  4. ЛЕРА:

    Добрый день, не понимаю, почему название произведения именно такое, ведь идеал М. ГОРЬКОГО — ДАНКО.
    Может быть, потому что Старуха Изергиль является тем, который связывает между собой проявления человека- пороки и высоконравственные качества?
    Заранее благодарю за ответ)))

    • Самый Зелёный:

      Добрый день) Хороший вопрос!
      1) Во-первых, именно Старуха Изергиль становится главным рассказчиком в книге. Она знакомит нас с легендами, а сама является настоящим человеком, который подарил начинающему автору не только сюжеты, но и уникальные впечатления. Название может быть данью благодарности за идею.
      2) Во-вторых, образ Старухи занимает больше художественного пространства, чем образ того же Данко. Ведь она — человек, а не герой мифов, и ее история для читателя звучит более убедительно. Действительно, она занимает промежуточное место между крайностями Данко и Ларры. Обычному человеку не под силу большие подвиги, но он может делиться светом своего сердца, как Изергиль. Возможно, в этом была еще одна идея автора.
      3) В-третьих, автор всегда хочет привлечь к своей книге больше внимания. Слово «Данко» тогда еще никому ничего не говорило, мимо него можно спокойно пройти. Тогда публика уже знала многих исключительных людей в исключительных обстоятельствах, романтизм был не новым словом в литературе. Поэтому, возможно, автор захотел сместить акцент на Изергиль и реалии ее жизни. Реализм был уже желанным гостем в каждом читательском сердце, ему больше верили. И прозаичное название с указанием на возраст могло быть лучшим вариантом — с точки зрения маркетинга.

  5. Виктория:

    Будучи знакомой с творчеством Ницше и с тем, что юный Максим Горький был увлечен его работами, при прочтении рассказа «Старуха Изергиль» становится ясно, что Горький стремился воплотить в нем ницшеанские идеалы, на это указывает композиция рассказа, а именно — триптих, что выстраивает Горький идентичен схеме Ницше «жизнь вне людей и для себя (Ларра) — жизнь с людьми и для себя (Изергиль) — жизнь с людьми и для людей (Данко)». По своей сути Ларра и Данко — горьковские Заратустры, но с некими изменениями в образах, поскольку Горький был не во всем согласен с Ницше. Таким образом, Ларра — «языческий» эгоистичный прототип Заратустры, а Данко «христианский» альтруистичный. Хочу сказать, что вряд-ли какого-либо из героев можно назвать «идеалом» Горького, ведь он воплощал в жизнь преобразованную концепцию Ницше, которая так ему полюбилась.

    • Самый Зелёный:

      У Ницше был свой «идеал», если можно так сказать, — сверхчеловек. Видимо, в образе Ларры Горький высмеял его, показал его несостоятельность. А вот Данко, как еще одно воплощение той же идеи, прекрасно подошел к социально-политической повестке того времени — созданию неоплатонического государства, где каждый — винтик в системе, выполняющий свою функцию. Горький запряг сверхчеловека в телегу «общего блага», правда, сам в своей утопии жить не хотел, Италия милее)

      Спасибо за интересную трактовку!

  6. Диана:

    Извините если не сложно можете сказать отрицательные стороны произведения?
    Заранее спасибо за ответ

    • Самый Зелёный:

      Хорошо, попробуем:
      1) «наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…» (М. О. Меньшиков, «Критические очерки»). Гибель Данко и правда выглядит утрировано: никто не пожалел о его смерти, искры пламени от сердца затоптали, благодарных людей не было — это явное сгущение красок.
      2) «У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <...> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой» (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей»). Это претензия к выспреннему стилю писателя.
      3) «Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины» (тот же источник). Действительно, подвиг приукрашен сказочными подробностями, которые не вызывают сопереживания и снижают градус драматизма.

      • Диана:

        Спасибо огромное
        А как вы думаете по каким причинам можно сказать что произведение не актуально в наше время ?

        • Самый Зелёный:

          1) Идея самопожертвования без какой-либо отдачи переживает серьезный кризис: люди, проникнутые индивидуализмом, уже не видят смысла в своей гибели, они хотят жить, ведь религиозная модель мира уже не так убедительна, как раньше. Кроме того, люди разочаровались в борьбе за благо общества без общества. Если большинство выбирает блуждание в лесу, значит, таково его самоопределение. А спасать кого-либо без его желания бессмысленно, все равно люди не изменятся, если не осознают важности перемен.
          2) Реалии жизни в племенах давно позади. Тогда судьба человека сильно зависела от окружения. Сегодня участь Ларры уже не так берет за душу, потому что люди живут достаточно обособленно и даже сторонятся общества. Сложно представить изгнание в мире, где есть Интернет.
          3) История Изергиль тоже неоднозначна. В те времена выбор для женщины был невелик: просидеть всю жизнь дома в браке или попробовать ее разнообразить путем, описанным Изергиль. Нам вроде бы нужно осуждать ее, но сегодня многие (почти все) женщины проходят через несколько романов перед тем, как определиться окончательно. Это правильно, ведь позволяет сделать зрелый и оттого надежный выбор. Так что эффекта «падения» откровения Изергиль уже не вызывают. Ее попытки найти любовь стали социальной нормой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector