Анализ стихотворения «И упало каменное слово» (А. А. Ахматова)

Анна Ахматова – величайший поэт Серебряного века, её «Душа». Поэзия Ахматовой отличается тонкостью, интуитивностью, её стихи лаконичны, но глубоки, с нотой надрыва. Всё творчество Анны Андреевны условно можно разделить на 4 периода, каждый из которых отличается особыми мотивами, настроением. Многомудрый Литрекон проанализировал стихотворение «Приговор», относящееся к 3-му периоду творчества Ахматовой, который выделяется философскими направленностями поэта, рассуждениями о жизни, смерти и любви.

История создания

Стихотворение «Приговор» — это глава из поэмы «Реквием», которая изначально была задумана не как поэма, а как цикл стихов, написанных на тему репрессий. В 1921 году был расстрелян муж Анны Андреевны – поэт Николай Гумилёв. Для Ахматовой это событие стало ударом, она винила, отчасти, себя в случившемся… 

«Верно, понял: крепко спаяна на двоих одна душа…» — как-то написала о себе и Николае Степановиче Ахматова. 

В 1934 году началась работа Ахматовой над будущей поэмой «Реквием». Именно в этом году первый раз арестовали сына – Льва Гумилёва. Но Анна Андреевна его высвободила, написав письмо Сталину.

Ахматова постоянна была в напряжении, готовила себя к тяжёлым временам, известиям, которые не заставили себя долго ждать. В 1938 году вновь арестовали сына, которого в дальнейшем приговорили к ссылке на 5 лет…Безжалостные удары от «беспощадной власти» Анна Андреевна выдержала стойко, достойно. Именно после ссылки Льва Николаевича задуманный цикл стихов превратился в поэму. 

«Приговор» — это комок эмоций, плотно сжатый, не имеющий возможности высвободиться… Ахматова выразила чувства миллионов угнетаемых властью людей. Сама она ходила по лезвию ножа, вот-вот могли арестовать и её, но, возможно, это было бы даже лучше, чем потеря мужа (с которым они оставались близки, несмотря на расставание), чем бесконечные переживания о его судьбе. 

«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века.» (О. Э. Мандельштам)

Жанр, направление, размер

Анна Ахматова отдавала предпочтение малым лирическим формам, но в её творческом наследии присутствуют и две поэмы, одной из которых является «Реквием». Стихотворение «Приговор» — часть поэмы. Но если его рассматривать отдельно, как самостоятельное произведение, то «Приговор» можно отнести к жанру лирическое стихотворение. 

Назвать одно направление, к которому примыкала Анна Ахматова можно, но это будет ошибкой, так как, по большей мере, она самобытна, её творчество имеет черты символизма, акмеизма, реализма. Характеризуя ахматовскую поэзию, можно заметить, что она, преимущественно, акмеистической направленности, но лишь отчасти, так как в ней достаточно сильно слышны реалистичные ноты. Анна Андреевна состояла в «Цехе поэтов», одним из основателей которого был муж Ахматовой, «чистый» акмеист Николай Гумилёв. 

Размер данного стихотворения – пятистопный хорей. Рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. 

Композиция

Стихотворение «И упало каменное слово» состоит из 3-х строф. Его можно разделить на три композиционные части.

Произведение отрывистое. Читая его, читатель ловит себя на впечатлении, что лирическая героиня начинает думать об одном, а потом её мысли куда-то улетают, затем она вновь возвращается к первоначальной теме, потом вновь «улетает».

  1. 1-я строфа – 1-я часть. Стихотворение «Приговор» начинается резко, с самой сути, что характерно для лирики Ахматовой, она как бы вырывает самую сердцевину события. Возможно, именно поэтому её стихи хоть и небольшие по объему, но очень «живые», эмоционально наполненные. Первая часть начинается со строк: «И упало каменное слово на мою ещё живую грудь.» Как точно подобранна автором метафора, как тонко и сдержанно Анна Андреевна передала свою нестерпимую боль! Следующие две строки поражают читателя удивительной стойкостью, силой и достоинством лирической героини. Каким мужеством нужно обладать, чтобы, узнав о случившемся, собрать всю волю в кулак, погасить вспыхнувшие вулканы внутри и вымолвить лишь: «Справлюсь с этим как-нибудь»?!
  2. 2-я часть – 2-я строфа. Складывается впечатление, что после мыслей, переданных автором в первом четверостишии, лирическая героиня отвлекается, а затем возвращается вновь, но уже с немного другим настроем. 
  3. Здесь героиня уже рассуждает на тему «как жить с покалеченным сердцем дальше». Такое ощущение, что она перечисляет необходимые действия, чтобы не думать о поранившем её «камне». 
  4. 3-я часть – 3-я строфа, которая так же следует за отстранённым полётом мысли, начинается со слов: «А не то…», что передаёт упадническое, но мужественное настроение лирической героини, она не может «память до конца убить», она будто вспоминает, что готовила себя к этому дню, что это должно было когда-то случиться. Темп данной строфы замедляется. 

Образы и символы

Лирической героиней является сама Анна Ахматова. Сильная, несгибаемая женщина, которая с достоинством приняла «вызов» власти. Таких мужественных женщин в то смутное время было бесчисленное множество, поэтому героиней данного стихотворения может считаться любая из них. 

Обратившись к сюжету поэмы «Реквием», заметим, что всё действие происходит в предтюремной очереди, которая состоит из множества мучающихся, страдающих матерей и жён. Они и составляют главный образ поэмы, отдельных её частей, они — измученное лицо того времени, они – израненное, но живое сердце.

«Живая грудь» в стихотворении символизирует прошлую жизнь, мировосприятие, которое было до «каменного слова», а «душа», которая должна «окаменеть» — символ угнетения в себе всех чувств, всех нравственных устоев, символ «бездушного» будущего. 

Жить – значит чувствовать, смеяться и плакать, дышать. Но эту «жизнь» безжалостно отбирали в то время, причем отбирали её у каждого, отбирали либо полностью, либо мучали, отнимая только душу… Именно об этом пишет автор вначале стихотворения: «Упало каменное слово на мою ещё живую грудь». После этого лирическая героиня становится «полуживой», но пытается как-то заполнить то место, откуда вырвали душу.

Дальше поэт пишет, что нужно научиться жить «без души», нужно «память до конца убить», что можно расшифровать как попытку подстроиться под сложившийся строй, попытку привыкнуть к той мысли, что в любой момент могут лишить и оставшегося. 

«Словом можно убить, словом можно спасти…» — опираясь на слова Вадима Шефнера, можно выделить ещё один образ – образ «убивающего слова», который лишает «жизни» лирическую героиню вначале стихотворения.

В третьей строфе, которая отличается по темпу от двух предыдущих, просматривается образ одиночества и безысходности.

«Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.»
Ничто не может заполнить образовавшуюся пустоту…

Темы, проблемы, настроение

Основной темой всей поэмы «Реквием» и отдельно взятой части «Приговор» является горе, страдание, трагедия всего народа.

Также в произведении «И упало каменное слово» поднята тема самоотверженной, безграничной любви! Матери и жёны, которые не впадали в отчаяние, выстаивали бесконечные очереди, чтобы хоть на мгновение увидеть лицо измученного сына, мужа, узнать приговор, являются отражением этой огромной любви. 

Анна Андреевна в «Приговоре» касается проблемы несправедливости, проблемы бесчеловечности человека. Стихотворение, хоть и пышет мужеством и силой лирической героини, но всё же полностью пропитано одиночеством и печалью. 

«Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.» 

Этими строками автор как будто пытается поднять читателю настроения, подбадривая его, не допуская жалости к лирическому герою. 

Основная идея

Смысл «Приговора» — это смирение. Лирическая героиня, то есть сама Ахматова, пытается успокоить себя, научиться жить с мыслью об аресте сына, научиться жить со страхом, в неизвестности, в бесконечном ожидании дурных вестей. 

«У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.» 

Эти задачи, которые поставила лирическая героиня перед собой, невыполнимы, они абсурдны. Но великой любви, живущей в сердце каждой матери, всё по плечу! Именно она является огоньком, движущей силой, неисчерпаемым источником, благодаря которому спасались многие репрессированные, благодаря которому жили и сами матери. Такова главная мысль произведения «И упало каменное слово».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «И упало каменное слово» перечислены в списке:

  1. Эпитеты: «светлый день», «опустелый дом».
  2. Сравнения: «горячий шелест лета словно праздник за моим окном».
  3. Метафоры: «каменное слово», «живая грудь», «чтоб душа окаменела», «горячий шелест лета».
  4. Олицетворение: «упало слово», «память до конца убить».
  5. Анафора: 

«Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.»

  1. Антитеза: «каменное слово» на «живую грудь», «надо память до конца убить…» и «надо снова научиться жить».
  2. В произведении встречается инверсия.

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector