Анализ романа «Госпожа Бовари» (Г. Флобер)

«Госпожа Бовари» – самая известная работа Гюстава Флобера и, несомненно, классика мировой литературы. Это роман об Эмме Бовари, несчастной женщине, которая ошиблась в своём выборе и теперь вынуждена, чтобы уйти от обыденной, скучной деревенской жизни, жить не по средствам, попадать в сети зависимостей. В итоге женщина начинает бунтовать против моральных представлений своего времени, неудачного брака и судьбы, которую от неё ожидают. Многомудрый Литрекон прочитал роман и готов представить Вам анализ «Госпожи Бовари». Обязательно перед прочтением ознакомьтесь с кратким содержанием по главам. Приятного просвещения!

История создания

Гюстав Флобер превратил банальную историю супружеской измены в интереснейший сюжет, ставший классикой мировой литературы. Это был сложный путь: роман выходил в «Ревю де Пари» в 1856 году в течение полутора месяцев (с 01.10 по 15.12). После выхода книги начался скандал, французское правительство обвинило автора в непристойности и оскорблении морали, последовал настоящий судебный процесс. Всё это усиливало интерес к роману.

В феврале 1857 судебные процессы завершились, последовало оправдание, а затем разрешение на выпуск полноценной книги, содержащей роман целиком.

В основе «Госпожи Бовари» лежит реальная история, которую автору рассказал его друг – Луи Буйле, французский поэт и драматург. 

При этом нужно отметить, что сюжет не является пересказом. Между зарождением концепции и первой публикацией прошло целых пять лет, при этом сложных: Г. Флоберу, с одной стороны, не нравилось писать о вульгарной жизни буржуазии, с другой – он хотел описать происходящее как можно лучше и показать читателю все тонкости. Роман изначально занимал тысячу страниц, но затем был сокращён.

Жанр, направление

Жанр произведения «Госпожа Бовари» определить довольно легко – это социально-философский, психологический роман. В книге отражены миропонимание и эстетические принципы автора, повседневные персонажи и их мир описываются не через анализ, а детальное описание предметов и пейзажа. В центре повествования Эмма Бовари и её человеческая натура, душевные переживания.

Объективный и безличный стиль романа и использование свободного непрямого дискурса ознаменовали развитие новой литературной формы: реалистического романа.

Направление, к которому относится роман «Госпожа Бовари», – французский реализм (именно «ГБ» положила начало реалистическому движению в европейской литературе), хотя образ главной героини воплощает классический романтический конфликт – стремление к идеалу, неприятие реальности и общества.

Композиция

Композиция романа «Госпожа Бовари» довольно проста и понятна: мы видим три части, каждая из которых разделена на определённое количество глав.

  1. Первая часть содержит 9 глав. Это предыстория Шарля Бовари, его первая свадьба, знакомство с Эммой, смерть первой жены и свадьба с Эммой, предыстория Эммы, её разочарование в браке, мечты и переезд из Тоста.
  2. Вторая часть содержит 15 глав. Это переезд в Ионвиль, знакомство с новыми героями, рождение дочери главных героев, влюблённость Эммы в Леона, отъезд Леона, роман с Родольфом, расставание любовников, болезнь главной героини и неожиданная встреча с Леоном.
  3. Третья часть содержит 11 глав. Это роман Эммы и Леона, полная распущенность главной героини, огромные долги, тупик в судьбе Эммы и суицид, конец истории.

То есть это скучный брак и разочарование, страсть и наличие настоящего любовника, воссоединение с первой искренней любовью и полная смута в душе.

Смысл названия

Смысл названия довольно прост, поскольку весь сюжет крутится именно вокруг Эммы – госпожи Бовари. 

При этом на страницах книги мы встречаем и других женщин, также являющихся госпожами Бовари. Они тоже важны: это мать Шарля (главного героя) и его первая жена.

Суть: о чем?

Чтобы отомстить своему мужу за, по её мнению, несчастливый брак и, чтобы сбежать от обыденности жизни небольшого городка, Эмма заводит любовников и находится в постоянных метаниях.

Её окружают постоянные разочарования, материнство не приносит никакой радости, а в итоге, запутавшись в чувствах и деньгах, всем сердцем ощущает моральное превосходство мужа над ней и сознательно, употребив мышьяк, уходит из жизни, так и не узнав, что такое счастье.

Шарль Бовари, будучи на редкость добрым и наивным человеком, прощает Эмму за измену и потерю состояния. Он любит её, несмотря ни на что, и умирает практически вслед за ней, потому что не может жить без неё. 

Главные герои и их характеристика

На протяжении всего романа мы наблюдаем за достаточно большим списком интересных персонажей, и сейчас Многомудрый Литрекон постарается упомянуть о каждом из них.

  • Эмма Руо/Бовари – главная героиня, которую мы впервые встречаем во второй главе первой части романа. Мечтала о жизни, выходящей за рамки совершенства, – то есть той, что представлена в романах. После заключения брака с Шарлем начала понимать, что мечтала совершенно не об этом. Так она завязывает отношения сначала с Родольфом, затем с Леоном; начинает влезать в долги; приходит к полному разочарованию и совершает суицид. Все её романы, будучи сначала яркими и страстными, перетекали в обыденность.
  • Шарль Бовари – провинциальный лекарь, от которого не стоит ждать чего-то высокого. Добрый и простой, трудолюбивый, скучный. Всем сердцем любил Эмму и их дочь. Был достаточно наивным. Тяжело переживал потерю жены, но смог всё простить. Ушёл из жизни вслед за ней.
  • Господин Шарль-Дени-Бартоломе Бовари – отец Шарля, отставной офицер. Получил состояние благодаря отцу жены (приданое дочери). Со временем разочаровался в жизни. Его кончину можем наблюдать на страницах романа.
  • Госпожа Бовари-мать – жена Шарля-Дени-Бартоломе и мать Шарля. Со временем стала сварливой и раздражительной, полностью отдалась хозяйству и воспитанию сына, она же устроила его лекарем. Была сильно привязана к своему ребёнку. В конце романа ссорится с сыном, после его смерти забирает внучку к себе, но вскоре умирает.
  • Госпожа Дюбок (госпожа Бовари-младшая) – сорокапятилетняя вдова с приличным состоянием, первая жена Шарля Бовари. Некрасивая, прыщавая и сухая. Сильно ревновала мужа, взяла над ним полный контроль. В итоге умерла.
  • Папаша Руо – один из самых богатых фермеров, владелец фермы Берто. Однажды сломал ногу, что положило начало знакомству Шарля и Эммы. После выздоровления каждую весну посылал им индейку. Так и не встретился с внучкой. Умер от паралича.
  • Господин Оме – фармацевт, владелец аптеки в Ионвиле. Отлично разбирается в лекарствах, пишет статьи в газеты. Женат на госпоже Оме, воспитывает четырёх детей (Наполеона, Ирму, Франклина и Аталию). Яростный атеист. В конце романа ушёл в философию, написал книгу, сблизился с властью. В конце книги сказано, что получил орден Почетного легиона.
  • Родольф Буланже – тридцатичетырёхлетний господин из Ля Юшет. Имел много любовниц, соблазнил Эмму. Получив от неё всё желаемое и устав от неё, бросил. В конце романа получил прощение от Шарля.
  • Леон Дюпюи – помощник нотариуса в Ионвиле/нотариус города Ивето. Второй любовник Эммы. Искренне любил, но в итоге устал от её изменений. В конце романа женился на Леокадии Лебеф из Бондвиля.
  • Берта Бовари – дочь Шарля и Эммы, в конце романа сирота. Шарль хотел дать ей хорошее образование и обеспечить счастливое будущее, но не смог. В итоге какое-то время после утраты родителей пожила с бабушкой, после с тёткой. Поступила на прядильную фабрику.

Темы и проблемы

Для лучшего понимания содержания романа нужно обратиться к тематике и проблематике романа «Госпожа Бовари»:

  1. «Госпожа Бовари» – один из первых романов об обыденности буржуазного брака. Это не романтическая история любви, а история разочарования, посредственности и скуки. Мечты и счастье полностью разбиваются о банальность повседневной жизни в браке.
  2. Образ главной героини – это отрицание и конфликт с тропами и стилем позднеромантической литературы. Эмма страдает от «романтического недуга»: все её представления о жизни весьма романтичны, но в итоге не сходятся с реальностью.
  3. Роман содержит много символизма – например, горящий букет невесты, который указывает на разрушение отношений Эммы и Шарля, а также закрытые и открытые окна, которые отражают чувства Эммы о заключении и свободе.
  4. Отказ от гендерных стереотипов. Шарль – удовлетворённость и счастье от домашних хлопот, хранитель семейного очага. Эмма же увлекается традиционно мужским миром как физических, так и деловых отношений.
  5. Инверсия иерархии власти. С первым любовником, Родольфом Буланже, Эмма покорна, полностью зависит от него. В отношениях с Леоном Дюпюи достаточно быстро становится доминирующим партнёром.
  6. Мотив слепоты. Присутствует на протяжении почти всего романа: нежелание Эммы и Шарля видеть то, что находится прямо перед ними. В конце представлен ещё и через слепого нищего – именно с ним Эмма ассоциирует себя перед смертью и именно его побеждает господин Оме.
  7. Религия. Во-первых, Эмма постоянно между двумя мирами: дикой страстью к религиозной набожности и жизнью в грехе. Сам Флобер умело проводит параллели между ними. Во-вторых, мы наблюдаем постоянный конфликт между господином Оме, чистым атеистом и человеком науки, и аббатом Бурнизьеном.
  8. Вера в реальность подлинного профессионализма, мастерства и научных знаний. Перед читателями два образа: неуверенный в себе Шарль, который не стремится к совершенствованию своих возможностей, и доктор Ларивьер, известный хирург, появляющийся на мгновение, как призрак, из более возвышенного мира здравого смысла и преданности профессии.
  9. Стремление к большему. Опять же перед нами два образа: это Шарль, который полностью доволен своей жизнью, и господин Оме, который в начале перед нами предстаёт как владелец аптеки и фармацевт, а в конце, помимо упомянутого, журналист, философ, автор книги, приближённый к власти человек и обладатель ордена Почетного легиона.

Основная идея

Главная мысль романа «Госпожа Бовари» – это социальное исследование существования женщины, живущей в фантастическом мире, основанном на бесчисленных любовных романах; скучного и несчастливого брака буржуазии.

Как было сказано выше, это воплощение классического романтического конфликта, заключающегося в стремлении к идеалу и неприятии низменной реальности. Это тяга к чему-то необычному и столкновение с вульгарностью окружающего мира. Это разочарование в жизни и непонимание, что же такое счастье. Это пустота жизни, страсть к общественному признанию, предательство и потеря жизненных ценностей.

Чему учит?

Роман «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера – это история, которая учит каждого читателя быть ближе к реальности, не жить иллюзиями и мечтаниями, думать наперёд и не совершать необдуманных поступков, так как в ином случае это может привести к разочарованию и отчаянию.

Также эта история заставляет задуматься о том, что нужно ценить близких людей, которые вас любят. Шарль был искренен с Эммой, пытался дать ей всё, угождал её желаниям, был слеп, а чем она ему отплатила? Ненавистью, изменами и дорогой к смерти.

Критика

Впервые опубликованный по главам в парижском журнале «Ревю де Пари» роман «Госпожа Бовари» был признан идеальным; появление Гюстава Флобера было встречено одобрительно читателями и критиками. Но вскоре смелая тема и новаторские идеи привели к тому, что церковь и правительство начали судебные процессы, хоть и редакторами была проведена собственная цензура и сглаживание острых углов.

После снятия всех обвинений было решено, что роман пропагандирует мораль и укрепляет семейные ценности, а смерть Эммы иллюстрирует последствия греха.

Сам Г. Флобер писал: «Госпожа Бовари – это я», считал героиню своего рода дон Кихотом женского пола. Он сочетал в романе собственную точку зрения и точку зрения персонажей: 

«Автор в своем творчестве должен быть подобен Богу во вселенной, присутствовать везде и нигде не быть видимым»

Рене Веллек, американский литературовед-компаративист и член Американского философского общества, писал: 

«Спасительная сила искусства», «Победа искусства над реальностью, страстный поиск красоты, которая, как он знал, была иллюзией», «Триумф низости»

Мэри Дональдсон-Эванс, специалист по французской литературе и культуре 19 столетия, писала: 

«Сюжет романа экранизировался несколько раз. Однако создатели фильма согласны с тем фактом, что тонкую иронию Флобера трудно полностью раскрыть в фильмах»

Так, роман писателя Гюстава Флобера, «Госпожа Бовари», стал новым словом в французской литературе 19 века, положил начало французскому реализму и стал классикой мировой литературы.

Автор: Анастасия Александрова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *