Анализ стихотворения «Луг зелёный» (Белла Ахмадулина)
Белла Ахатовна Ахмадулина (при рождении – Изабелла) – известная советская и российская писательница и переводчица, одна из крупнейших фигур советской лирической поэзии второй половины ХХ века из поколения шестидесятников. В своих произведениях поэтесса органично сочетала приёмы классического стихосложения с модернистскими веяниями. Стихотворения Б.А. Ахмадулиной нередко посвящены размышлениям на тему поэта и поэзии, назначения поэтического слова и его силы вообще. Эта же проблематика прослеживается и в жизнерадостном, лёгком на первый взгляд стихотворении «Луг зелёный», в котором, однако, при более подробном анализе прослеживается глубокий философский подтекст.
Содержание:
История создания
Стихотворение «Луг зелёный» датируется 1960 годом, когда Белла Ахатовна только окончила Литературный институт в Москве, но уже прославилась в роли поэтессы.
Тем не менее, начало 60-х годов ХХ века для Ахмадулиной выдалось чрезвычайно непростым. В конце предыдущего десятилетия, когда в советской прессе шла усиленная травля Бориса Пастернака, вынудившая его впоследствии отказаться от Нобелевской премии, молодая поэтесса выступила резко против давления на автора «Доктора Живаго», и в 1959 году даже обратилась с личным письмом в ЦК КПСС, в котором указывала на несправедливость травли и просила её прекратить. Однако просьбу Ахмадулиной отклонил лично Никита Хрущёв.
Беллу Ахмадулину отчисляли из Литинститута за несданный экзамен по истории марксизма и ленинизма, однако сама поэтесса и её семья вспоминали, что это было лишь предлогом – на самом деле отчисление было продиктовано именно отказом начинающей писательницы поддерживать травлю Б.Л. Пастернака и участвовать в ней. Однако позже Ахмадулину восстановили в институте, и она успешно закончила обучение.
Тем не менее, несмотря на непростое начало, карьера поэтессы в 1960-е годы резко пошла в гору. Непростая судьба писателей и поэтов, несправедливо затравленных советской властью, уже в те годы заставила двадцатитрехлетнюю поэтессу всерьёз задуматься над проблемой поэтического творчества, силы слова и назначения поэта и поэзии. Стихотворение «Луг зелёный», впервые опубликованное в 1960 году, посвящено именно этому.
В 1960 году Белле Ахмадулиной было всего двадцать три года, однако она уже занимала видное место в советской литературе как поэтесса. Тем не менее, из-за того, что Белла Ахатовна отказалась поддерживать травлю Бориса Пастернака и как-либо в ней участвовать, в эти годы она и её стихотворения подвергались жёсткой критике в «Комсомольской правде» и других советских изданиях, все из которых были подконтрольными власти. Таким образом, истинная ценность творчества Беллы Ахмадулиной была оценена по достоинству позже, уже её потомками и младшими современниками, которые воспринимали её творчество, абстрагируясь от общественно-политической позиции поэтессы.
Интересно, кстати, что стихотворение Давида Самойлова «Стих небогатый, суховатый…», которое было опубликовано немногим позже, посвящено той же теме и во многом перекликается со стихотворением Ахмадулиной.
Жанр и направление
Произведение проникнуто тонким лиризмом, жизнерадостными, жизнеутверждающими мотивами. Однако «Луг зелёный» – это ещё и глубокое, серьёзное размышление о силе поэтического слова, о вдохновении, о необходимости единения художника с природой для рождения истинного, настоящего искусства. Такая глубокая проблематика и широкий спектр освещённых тем позволяет отнести стихотворение Беллы Ахатовны Ахмадулиной к философскому направлению лирики.
В стихотворении нет лирического героя как такового, нет сюжетности и композиционно выстроенной последовательности событий. «Луг зелёный» – это личное размышление автора о том, откуда поэту стоит черпать вдохновение, чтобы создавать истинное, прекрасное искусство.
В шестнадцать строк поэтесса умещает собственное поэтическое кредо – чистое, настоящее искусство может создаваться лишь тем художником, который обрёл полное единение с природой и избавился от всего грубого, наносного, мирского.
Композиция и конфликт
Как уже было упомянуто выше, в стихотворении «Луг зелёный» нет ни ярко выраженного героя, ни какой-либо сюжетности, событийности. Это философско-элегическое размышление поэтессы о высоком, чистом искусстве, о вдохновении и рождении прекрасного в единстве с природой.
Основу конфликта произведения составляет именно это несоответствие внешнего, мирского, наносного – всего, что убивает в Художнике вдохновение – гармонии и тихому счастью, в котором живёт природа, залитая зеленью и солнцем. Это несовпадение, противоречие выливается и во внутренний конфликт Художника (не конкретного человека, а поэта вообще), которого поэтесса призывает отречься от мирской суеты и создавать чистое, возвышенное искусство в полном единении с природой.
С точки зрения композиции, стихотворение Беллы Ахатовны Ахмадулиной можно разделить на две равные части. Первые две строфы являют собой риторический вопрос – обращение автора к Художнику – творцу искусства. Она взывает к поэту, потерявшему вдохновение, побуждает его отречься от всего мирского и обратиться к природе – к вечному источнику мысли, вдохновения, счастья, творчества. Следующие две строфы – это уже не вопрос, а утверждение; призыв прислушаться к природе, найти в ней гармонию и тем самым обрести внутреннее спокойствие, искать вдохновение в каждом листочке, травинке и луче солнца. Создавать искусство можно, только находясь в гармонии с природой и самим собой – вот основной посыл стихотворения «Луг зелёный», которому подчинён его композиционный строй.
Смысл названия
Стихотворение Беллы Ахатовны Ахмадулиной, которое мы анализируем, называется по первой строке. У него нет какого-либо особенного названия, однако это и не нужно: смысл и основной посыл автора становится ясен с первых строк. Образы зелёного луга, залитого солнцем, чистого и лёгкого дождя становятся ключевыми в произведении – они символизируют внутреннюю гармонию природы и прелесть единения человека (особенно – Художника) с ней:
«Луг зеленый, чистый дождик…
Может, в этом выход твой?
Что же ты, наш друг Художник,
Поникаешь головой?Песенка еще не спета,
Не закончены труды.
Не послушать ли совета
Неба, дерева, травы?»
Образы зелени, солнца, дождя будут повторяться и во второй части стихотворения – прямом призыве Художнику отречься от мирской суеты, прислушаться к природе и её «советам», увидеть прекрасное в обыденном:
«Вникни взглядом просветленным
В прелесть женского лица
И прочти в листе зеленом
Тайну нотного листа».
Таким образом, стихотворение Беллы Ахмадулиной именуется по первой строчке, но, даже не имея специального названия, сразу бьёт авторской мыслью точно в цель – основная мысль не выражена в одной фразе, но наоборот, лейтмотивом сквозит через всё стихотворение.
Образы и символы
Итак, героев в стихотворении «Луг зелёный», как таковых нет, однако оно всецело посвящено природе и абстрактной фигуре Художника – творца, мятущегося в поисках источника вдохновения.
С одной стороны, Художник – собирательный образ поэта, потерявшего вдохновение, творческие силы и вкус к жизни, погрязшего в мирской суете. Авторский голос призывает его поднять поникшую голову, оглядеться вокруг, найти прекрасное в обыденном – в сочной зелени травы, ярком свете солнца, прохладном приятном дождике. Только обретя полную гармонию с окружающим вечно прекрасным миром природы, Художник сможет примириться с самим собой, найти источник вдохновения.
С другой стороны, природа – тот самый неиссякаемый, вечный источник счастья и жизненных сил, который люди, захваченные земными суетами, почему-то не видят или не замечают. Всё прекрасное, что есть в природе – вечный пример истинного искусства, оплот вдохновение, гармонии, любви и тихой радости, которых так не хватает измождённому, обессиленному Художнику.
Темы
Итак, стихотворение Беллы Ахатовны Ахмадулиной посвящено философскому вопросу о назначении поэта и поэзии, который затрагивает целый ряд подтем:
- Тему природы как вечного источника эстетики и вдохновения.
- Тему гармонии человека с природой.
- Тему отречения от мирских сует в пользу единения с прекрасным и вечным (с природой).
- Тему рождения искусства из гармонии и красоты вечной природы.
Проблемы
Указанные выше темы напрямую соотносятся с ключевой идеей стихотворения «Луг зелёный» и обширным кругом вопросов его проблематики, а именно:
- Вопросом вечности, неисчерпаемости природы как источника поэтического вдохновения и жизненных сил.
- Вопросом поиска гармонии человека с самим собой через единение с природой.
- Вопросом несовпадения всего мирского, наносного с истинно прекрасной и вечной природой.
- Вопросом рождения истинного искусства напрямую из гармоничной и прекрасной природы.
Смысл
Таким образом, основная мысль стихотворения «Луг зелёный» читается сразу – идея его в том, что человек может быть истинно счастлив лишь в гармонии с природой, а поэт может творить, только лишь достигнув этой гармонии.
Как уже было сказано выше, стихотворение Беллы Ахмадулиной «Луг зелёный» всецело посвящено темы поэта и поэзии, а именно – вопросу источника вдохновения и рождения истинного искусства. По мысли автора произведения, истинная эстетика, очищенная от всего наносного, избавленная от мирской суеты, как от ненужного груза, способно рождаться лишь в полном единении и гармонии творца с природой. Природа, как и красота – вечна, и это главное отличие их от мирских хлопот, забот и сует. Настоящее искусство в красоте природы – оно вечно, поскольку лишено сомнений, блещет и вдохновляет ослепительностью и несомненной силой, которой порой так не хватает человеку, сломленному земными переживаниями:
«Ты дошел до поворота,
От сомнений изнемог.
Слушай – вечная природа
Подает тебе намек».
В стихотворении Беллы Ахмадулиной нет как такового поучительного посыла, однако оно заставляет задуматься о серьёзных жизненных и философских вопросах. Читатель может вынести для себя неоспоримый и важный урок, вывести аксиому – для обретения гармонии внутри себя самого следует чаще поднимать голову, оглядываться вокруг и замечать прекрасное в мелочах, не давая мирской суете затравить себя.
Средства выразительности
В стихотворении были использованы:
- Олицетворения: «Не послушать ли совета неба, дерева, травы?»
- Метафоры: образы выхода, поворота; поник головой.
- Эпитеты: вечная природа, взгляд просветленный.
Автор: Фаина Пастернак