Анализ стихотворения «Луг зелёный» (Белла Ахмадулина)

Белла Ахатовна Ахмадулина (при рождении – Изабелла) – известная советская и российская писательница и переводчица, одна из крупнейших фигур советской лирической поэзии второй половины ХХ века из поколения шестидесятников. В своих произведениях поэтесса органично сочетала приёмы классического стихосложения с модернистскими веяниями. Стихотворения Б.А. Ахмадулиной нередко посвящены размышлениям на тему поэта и поэзии, назначения поэтического слова и его силы вообще. Эта же проблематика прослеживается и в жизнерадостном, лёгком на первый взгляд стихотворении «Луг зелёный», в котором, однако, при более подробном анализе прослеживается глубокий философский подтекст.

История создания

Стихотворение «Луг зелёный» датируется 1960 годом, когда Белла Ахатовна только окончила Литературный институт в Москве, но уже прославилась в роли поэтессы.

Тем не менее, начало 60-х годов ХХ века для Ахмадулиной выдалось чрезвычайно непростым. В конце предыдущего десятилетия, когда в советской прессе шла усиленная травля Бориса Пастернака, вынудившая его впоследствии отказаться от Нобелевской премии, молодая поэтесса выступила резко против давления на автора «Доктора Живаго», и в 1959 году даже обратилась с личным письмом в ЦК КПСС, в котором указывала на несправедливость травли и просила её прекратить. Однако просьбу Ахмадулиной отклонил лично Никита Хрущёв.

Беллу Ахмадулину отчисляли из Литинститута за несданный экзамен по истории марксизма и ленинизма, однако сама поэтесса и её семья вспоминали, что это было лишь предлогом – на самом деле отчисление было продиктовано именно отказом начинающей писательницы поддерживать травлю Б.Л. Пастернака и участвовать в ней. Однако позже Ахмадулину восстановили в институте, и она успешно закончила обучение.

Тем не менее, несмотря на непростое начало, карьера поэтессы в 1960-е годы резко пошла в гору. Непростая судьба писателей и поэтов, несправедливо затравленных советской властью, уже в те годы заставила двадцатитрехлетнюю поэтессу всерьёз задуматься над проблемой поэтического творчества, силы слова и назначения поэта и поэзии. Стихотворение «Луг зелёный», впервые опубликованное в 1960 году, посвящено именно этому.

В 1960 году Белле Ахмадулиной было всего двадцать три года, однако она уже занимала видное место в советской литературе как поэтесса. Тем не менее, из-за того, что Белла Ахатовна отказалась поддерживать травлю Бориса Пастернака и как-либо в ней участвовать, в эти годы она и её стихотворения подвергались жёсткой критике в «Комсомольской правде» и других советских изданиях, все из которых были подконтрольными власти. Таким образом, истинная ценность творчества Беллы Ахмадулиной была оценена по достоинству позже, уже её потомками и младшими современниками, которые воспринимали её творчество, абстрагируясь от общественно-политической позиции поэтессы.

Интересно, кстати, что стихотворение Давида Самойлова «Стих небогатый, суховатый…», которое было опубликовано немногим позже, посвящено той же теме и во многом перекликается со стихотворением Ахмадулиной.

Жанр и направление

Произведение проникнуто тонким лиризмом, жизнерадостными, жизнеутверждающими мотивами. Однако «Луг зелёный» – это ещё и глубокое, серьёзное размышление о силе поэтического слова, о вдохновении, о необходимости единения художника с природой для рождения истинного, настоящего искусства. Такая глубокая проблематика и широкий спектр освещённых тем позволяет отнести стихотворение Беллы Ахатовны Ахмадулиной к философскому направлению лирики.

В стихотворении нет лирического героя как такового, нет сюжетности и композиционно выстроенной последовательности событий. «Луг зелёный» – это личное размышление автора о том, откуда поэту стоит черпать вдохновение, чтобы создавать истинное, прекрасное искусство.

В шестнадцать строк поэтесса умещает собственное поэтическое кредо – чистое, настоящее искусство может создаваться лишь тем художником, который обрёл полное единение с природой и избавился от всего грубого, наносного, мирского.

Композиция и конфликт

Как уже было упомянуто выше, в стихотворении «Луг зелёный» нет ни ярко выраженного героя, ни какой-либо сюжетности, событийности. Это философско-элегическое размышление поэтессы о высоком, чистом искусстве, о вдохновении и рождении прекрасного в единстве с природой.

Основу конфликта произведения составляет именно это несоответствие внешнего, мирского, наносного – всего, что убивает в Художнике вдохновение – гармонии и тихому счастью, в котором живёт природа, залитая зеленью и солнцем. Это несовпадение, противоречие выливается и во внутренний конфликт Художника (не конкретного человека, а поэта вообще), которого поэтесса призывает отречься от мирской суеты и создавать чистое, возвышенное искусство в полном единении с природой.

С точки зрения композиции, стихотворение Беллы Ахатовны Ахмадулиной можно разделить на две равные части. Первые две строфы являют собой риторический вопрос – обращение автора к Художнику – творцу искусства. Она взывает к поэту, потерявшему вдохновение, побуждает его отречься от всего мирского и обратиться к природе – к вечному источнику мысли, вдохновения, счастья, творчества. Следующие две строфы – это уже не вопрос, а утверждение; призыв прислушаться к природе, найти в ней гармонию и тем самым обрести внутреннее спокойствие, искать вдохновение в каждом листочке, травинке и луче солнца. Создавать искусство можно, только находясь в гармонии с природой и самим собой – вот основной посыл стихотворения «Луг зелёный», которому подчинён его композиционный строй.

Смысл названия

Стихотворение Беллы Ахатовны Ахмадулиной, которое мы анализируем, называется по первой строке. У него нет какого-либо особенного названия, однако это и не нужно: смысл и основной посыл автора становится ясен с первых строк. Образы зелёного луга, залитого солнцем, чистого и лёгкого дождя становятся ключевыми в произведении – они символизируют внутреннюю гармонию природы и прелесть единения человека (особенно – Художника) с ней:

«Луг зеленый, чистый дождик…
Может, в этом выход твой?
Что же ты, наш друг Художник,
Поникаешь головой?

Песенка еще не спета,
Не закончены труды.
Не послушать ли совета
Неба, дерева, травы?»

Образы зелени, солнца, дождя будут повторяться и во второй части стихотворения – прямом призыве Художнику отречься от мирской суеты, прислушаться к природе и её «советам», увидеть прекрасное в обыденном:

«Вникни взглядом просветленным
В прелесть женского лица
И прочти в листе зеленом
Тайну нотного листа».

Таким образом, стихотворение Беллы Ахмадулиной именуется по первой строчке, но, даже не имея специального названия, сразу бьёт авторской мыслью точно в цель – основная мысль не выражена в одной фразе, но наоборот, лейтмотивом сквозит через всё стихотворение.

Образы и символы

Итак, героев в стихотворении «Луг зелёный», как таковых нет, однако оно всецело посвящено природе и абстрактной фигуре Художника – творца, мятущегося в поисках источника вдохновения.

С одной стороны, Художник – собирательный образ поэта, потерявшего вдохновение, творческие силы и вкус к жизни, погрязшего в мирской суете. Авторский голос призывает его поднять поникшую голову, оглядеться вокруг, найти прекрасное в обыденном – в сочной зелени травы, ярком свете солнца, прохладном приятном дождике. Только обретя полную гармонию с окружающим вечно прекрасным миром природы, Художник сможет примириться с самим собой, найти источник вдохновения.

С другой стороны, природа – тот самый неиссякаемый, вечный источник счастья и жизненных сил, который люди, захваченные земными суетами, почему-то не видят или не замечают. Всё прекрасное, что есть в природе – вечный пример истинного искусства, оплот вдохновение, гармонии, любви и тихой радости, которых так не хватает измождённому, обессиленному Художнику.

Темы

Итак, стихотворение Беллы Ахатовны Ахмадулиной посвящено философскому вопросу о назначении поэта и поэзии, который затрагивает целый ряд подтем:

  1. Тему природы как вечного источника эстетики и вдохновения.
  2. Тему гармонии человека с природой.
  3. Тему отречения от мирских сует в пользу единения с прекрасным и вечным (с природой).
  4. Тему рождения искусства из гармонии и красоты вечной природы.

Проблемы

Указанные выше темы напрямую соотносятся с ключевой идеей стихотворения «Луг зелёный» и обширным кругом вопросов его проблематики, а именно:

  1. Вопросом вечности, неисчерпаемости природы как источника поэтического вдохновения и жизненных сил.
  2. Вопросом поиска гармонии человека с самим собой через единение с природой.
  3. Вопросом несовпадения всего мирского, наносного с истинно прекрасной и вечной природой.
  4. Вопросом рождения истинного искусства напрямую из гармоничной и прекрасной природы.

Смысл

Таким образом, основная мысль стихотворения «Луг зелёный» читается сразу – идея его в том, что человек может быть истинно счастлив лишь в гармонии с природой, а поэт может творить, только лишь достигнув этой гармонии.

Как уже было сказано выше, стихотворение Беллы Ахмадулиной «Луг зелёный» всецело посвящено темы поэта и поэзии, а именно – вопросу источника вдохновения и рождения истинного искусства. По мысли автора произведения, истинная эстетика, очищенная от всего наносного, избавленная от мирской суеты, как от ненужного груза, способно рождаться лишь в полном единении и гармонии творца с природой. Природа, как и красота – вечна, и это главное отличие их от мирских хлопот, забот и сует. Настоящее искусство в красоте природы – оно вечно, поскольку лишено сомнений, блещет и вдохновляет ослепительностью и несомненной силой, которой порой так не хватает человеку, сломленному земными переживаниями:

«Ты дошел до поворота,
От сомнений изнемог.
Слушай – вечная природа
Подает тебе намек».

В стихотворении Беллы Ахмадулиной нет как такового поучительного посыла, однако оно заставляет задуматься о серьёзных жизненных и философских вопросах. Читатель может вынести для себя неоспоримый и важный урок, вывести аксиому – для обретения гармонии внутри себя самого следует чаще поднимать голову, оглядываться вокруг и замечать прекрасное в мелочах, не давая мирской суете затравить себя.

Средства выразительности

В стихотворении были использованы:

  • Олицетворения: «Не послушать ли совета неба, дерева, травы?»
  • Метафоры: образы выхода, поворота; поник головой.
  • Эпитеты: вечная природа, взгляд просветленный.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *