Анализ стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…» (М.Ю. Лермонтов)

Михаил Юрьевич Лермонтов прославился не только в качестве выдающегося писателя девятнадцатого столетия, но и в роли талантливого поэта, навсегда вышедшего в историю отечественной литературы. В своих произведениях Михаил Юрьевич размышлял на философские, любовные и гражданские темы. Одно из главных мест в творческом наследии Лермонтова занимает любовная лирика, в рамках которой стоит отметить стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…». Перед Вами подробный анализ стихотворения Михаила Лермонтова по плану.

История создания

За свою сравнительно недолгую жизнь Михаил Лермонтов вступал несколько раз в романтические отношения. Самый бурный роман поэта произошёл с Екатериной Сушковой. Эти отношения принесли Лермонтову немало страданий.

Когда Михаилу исполнилось пятнадцать лет, он познакомился с Екатериной. Спустя определённое время после знакомства он признался в любви. Реакция девушки ограничилась лишь лёгкой насмешкой. Она была старше, отличалась красотой и веселым нравом, поэтому была окружена поклонниками и не воспринимала «мальчику» всерьез. Однако Михаил Юрьевич не терял надежду и все время осыпал любимую девушку признаниями в нежных чувствах, обличенными в поэтическую форму.

Но обстоятельства развели их по разные стороны. Они не виделись целых пять лет.  По воле судьбы их встреча после длительного расставания произошла в столице. Во время разговора Сушкова призналась Лермонтову, что всё это время бережно хранила его стихотворения. Михаил Юрьевич уже прославился, его привязанность теперь была весьма лестной и ценилась в обществе. Воспользовавшись этим, Лермонтов разрушил помолвку Сушковой (в 1835 году). Он убедил ее в своей любви и вынудил отказаться от предложения. А потом он бросил Катерину, ведь хотел всего лишь отомстить. Об их разрыве знали все. Так Лермонтов опорочил Сушкову, высмеял ее, как она — его.

Однако в стихотворениях поэт не говорил столь явно о своих поступках. Лирику он посвящал тем светлым, но отвергнутым чувствам, которые толкнули его на месть. Некоторые исследователи творческого наследия Лермонтова считают, что стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…» должно было стать извинением перед обманутой женщиной. Поэт сказал ей, что никогда не любил ее, а это было ложью. Медальон с ее изображением он снял лишь незадолго до последней дуэли.

Работу над созданием стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…» автор завершил в 1837 году. Спустя три года его напечатали в сборнике «Стихотворения».

Жанр, размер, направление

Произведение «Расстались мы, но твой портрет…» — лирическое стихотворение, где автор показал глубину сердечных мук главного героя.

Литературный размер — четырехстопный ямб. В своём произведении Лермонтов использовал перекрестную рифму.

Направление творчества Лермонтова — романтизм. Автор продемонстрировал грусть, несчастную любовь, не сбывшиеся надежды и мистические образы.

Композиция

Стихотворение Михаила Юрьевича состоит из двух частей, каждая из которых включает в себя одну строфу. По своей структуре две строфы являются сложным предложением, содержащим пояснительный смысл. В начале Лермонтов даёт утверждение, а после этого он переходит к пояснению.

  1. В первой части автор отобразил противоречивые чувства своего героя. Несмотря на то, что его отношения с возлюбленной закончились, герой не может стереть из памяти любимую девушку и постоянно носит на груди медальон с её портретом.
  2. В финальной части возникает противоречие между прошлой любовью главного героя и новыми чувствами, которые не затмевают образа бывшей возлюбленной.

Образы и символы

Образ лирического героя — главный в произведении «Расстались мы, но твой портрет…», и это не удивительно, ведь автор в нем отразил свои чувства и переживания. Главный герой страдает по своей былой любви. При этом он прекрасно понимает, что уже ничего нельзя вернуть. Ему ничего не остаётся, кроме как беречь дорогие воспоминания о юношеских чувствах. Их он называет «бледным призраком лучших лет». А это значит, что они не идут ни в какое сравнение с тем, что было тогда. Но даже эти призрачные воспоминания герой не может разлюбить, ведь:

Так храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!

Образ портрета возлюбленной является не менее важным в анализируемом произведении. Этот образ символизирует не только печаль, но и душевное умиротворение. В образе портрета Лермонтов воплотил самые дорогие воспоминания. Они некогда были священны для него, но и сейчас, несмотря ни на что, они сохранили его уважение и тень былого поклонения. Любовь остается любовь даже после разлуки и разочарования. Прошлые чувства не стереть из памяти сердца.

Ключевым образом в стихотворении является также образ храма. Для главного героя он олицетворяет любовь и счастье. Священная обитель выступает символом вечной любви. И даже если этот храм «оставленный», его ценность в жизни человека не уменьшается, а его значение не утрачивается.

Темы, проблемы, настроение

Тема любви из прошлого занимает ведущее место в стихотворении Михаила Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…». Автор показал самую чистую и искреннюю привязанность, которая не перестает тревожить душу героя, несмотря на расставание и долгие годы разлуки. Несмотря на новые чувства, главный герой не может забыть свою былую любовь. На протяжении всей своей жизни он носит медальон с изображением своей возлюбленной. Поэт до сих пор влюблён в воспоминание о той прекрасной девушке, которая однажды покорила его сердце.

Мы видим противопоставление новых страстей воспоминанию о былой любви. В душе человека уживаются все эти эмоции: и бурные страсти дня нынешнего, и «бледный призрак лучших лет».

Настроение стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…» — светлая печаль. Автор утверждает, что его радуют воспоминания о любви, но все же факт разлуки навевает печаль, как и атмосфера брошенного храма.

Основная идея

Поэт говорит о значении любви в жизни человека — такова главная мысль стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…». Подобно храму, любовь не теряет своей возвышенной идеи, своей чистой и согревающей магии. Она радует душу героя, несмотря на что, что прошло уже много лет с момента разлуки.

Очень важная мысль скрыта в произведении Михаила Юрьевича. Искренние чувства, которые однажды дарит Бог человеку, навсегда остаются в его душе и сердце. Автор утверждает, что тёплые воспоминания об искренней любви способны согревать душу и даже уживаться с новыми страстями. Как и Бог, как и храм, любовь не должна терять наше уважение. Что бы ни случилось, она достойна хороших воспоминаний и бережного обращения. Таков смысл стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…».

Средства художественной выразительности

При помощи разнообразных тропов Михаил Юрьевич отразил в произведении «Расстались мы, но твой портрет…» всю палитру любовных чувств и переживаний.

  • Особенно выделяются в стихотворении эпитеты («новым страстям», «кумир поверженный» и так далее).
  • О своих эмоциях поэт рассказывает с помощью метафоры («портрет душу радует мою»).
  • Также можно заметить и сравнения (например, «как бледный призрак»).

Благодаря этим средствам выразительности Михаил Юрьевич смог рассказать читателю о сильной любви, которую ему пришлось однажды пережить. Искреннее чувство к девушке осталось в душе поэта до конца его дней.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *