Анализ стихотворения «Детство» (И. А. Бунин)

В своем творчестве И. А. Бунин обращался к различным темам и жанрам: говорил о любви, человеческой жизни, затрагивал философские вопросы устройства мироздания. Неизменным всегда оставался тонкий психологизм его работ, способность увидеть и передать самые важные оттенки чувств и переживаний. Так, стихотворение «Детство» относится к раннему периоду творчества И. А. Бунина, однако в нем поэту удалось затронуть важную мысль о светлом детском восприятии мира, так необходимом порой во взрослой жизни. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ стихотворения «Детство» по плану, который поможет разобраться в тематике и художественных особенностях произведения.

История создания

Стихотворение «Детство» И. А. Бунин написал в 1895 году в возрасте 25 лет. Для поэта это было время начала профессионального творчества, первых публикаций и участия в литературном кружке «Среда». Возможно, именно тогда, немного отступив от юности и еще не вступив в зрелость, И. А. Бунин почувствовал необходимость мысленно вернуться в детство, чтобы в светлых воспоминаниях и детской легкости почерпнуть силы и вдохновение для своей взрослой жизни.

Детство поэт провел в родовом имении в Елецком уезде. Окруженный заботой и любовью родных, он получал хорошее образование и часто подолгу гулял по окрестным лесам – в одиночестве с любимой книжкой или в компании своего гувернера, оказавшего большое влияние на раннее развитие ребенка.

В стихотворении И. А. Бунину удалось передать детские впечатления от летней прогулки по лесу, когда все в окружающем мире вызывало у мальчика живой неподдельный интерес, заставляло его трепетать от восторга и ощущать свою неразрывную связь с природой.

Жанр, направление, размер

«Детство» представляет собой лирическое стихотворение с элементами пейзажной зарисовки. Поэт вспоминает прогулки по солнечному, наполненному блеском и сладкими ароматами лесу. Он создает наполненную жизнью картину природы и, одновременно, делится с читателем сокровенными ощущениями из собственного детства.

Творчество И. А. Бунина отличается предельной реалистичностью и точностью деталей. В стихотворении «Детство» ему удается сохранить эту точность в описании пейзажа и собственных ощущений, но при этом окрасить весь текст в яркие жизнерадостные тона, свойственные детскому восприятию мира.

Поэт использует для создания стихотворения четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, благодаря чему делает звучание текста легким и веселым, как сам рассказ впечатленного лесной прогулкой десятилетнего мальчишки.

Композиция

Стихотворение строится из трех четверостиший, в которых последовательно раскрывается описываемая И. А. Буниным картина.

  1. В первом четверостишии автор задает тему текста и постепенно погружается в воспоминания. Интересно заметить, что в начале он использует для описания ощущений конструкцию в прошедшем времени: «и весело мне было по утру бродить…»
  2. Во втором и третьем четверостишиях поэт мысленно перемещается в летний лес из своего детства и начинает использовать конструкции настоящего времени («чувствую», «кажется»). Он как будто заново переживает восторг десятилетнего ребенка от встречи с огромной сосной, которая на десятки лет старше самого героя. Поэт вспоминает не только стоящие перед глазами картинки из детства, он стремится передать ощущение от прикосновения к грубой, прогретой солнцем коре дерева и лесной аромат, переплетающийся с другими острыми ароматами знойного лета.

Образы и символы

В центре стихотворения «Детство» – образ лирического героя, который во многом автобиографичен. И. А. Бунин вспоминает собственное детство, проведенное в родовом поместье, где окруженный любовью и заботой мальчик имел возможность подолгу гулять по живописным окрестностям, наблюдать за природой и учиться ее понимать.

Лирический герой – взрослый человек, но, отдаваясь воспоминаниям, он легко переключается на восприятие десятилетнего ребенка. Он снова чувствует, как от лесных запахов и летнего зноя переполняет маленькое существо радость и огромная любовь к окружающему миру.

Еще одним героем здесь можно назвать старую сосну. Дерево с гигантским стволом и морщинистой корой намного старше мальчика, оно растет в этом лесу много десятилетий и немало повидало. Ярко отпечатавшийся в памяти героя образ старого дерева становится для него символом не только леса, но и всей природы, с которой только знакомится ребенок и которой признается в любви выросший автор.

Темы, настроение и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения «Детство» изложена Многомудрым Литреконом ниже:

  1. Основная тема стихотворения – детство как самый светлый и беззаботный период в жизни человека. Детство – это время, когда закладываются и формируются основные качества личности, поэтому так важно в это время окружить ребенка любовью и дать ему возможность исследовать окружающий мир. Герой жадно запоминает все, что видит вокруг, отмечает запахи и тактильные ощущения. Все в мире для него еще дышит новизной, он только учится чувствовать природу, открывает мир и с его помощью понемногу узнает себя.
  2. Еще одна тема – любовь к природе и ее значение для гармоничного развития личности. Постигая мир вокруг, ребенок не только получает соответствующие практические знания, он начинает лучше понимать жизнь и себя самого.

Текст стихотворения проникнут светлым и солнечным настроением жаркого летнего дня. Именно так чувствует мир десятилетний мальчишка, скрывающийся от летнего зноя в лесу и благодарно приникший к гигантской сосне, в тени которой так приятно отдохнуть.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – необходимость гармоничного восприятия мира, которая закладывается в человеке с детских лет. И. А. Бунин стремится изобразить радость жаркого летнего дня так, как ее может почувствовать лишь ребенок. Для мальчика все вокруг – чудо, он только учится понимать природу, с трепетом внимает лесным звукам, с благоговением ощущает мощь и силу старого дерева.

Понимание себя невозможно представить без понимания общих законов мироздания, без внимательного изучения окружающего мира, частью которого является каждый человек. Чистое сознание ребенка способно наиболее чутко воспринимать мир, поэтому так важно, чтобы он в раннем возрасте почувствовал свою связь с природой, научился получать удовольствие от простых радостей вроде одинокой лесной прогулки. Таков смысл стихотворения Бунина «Детство».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении Бунина перечислены ниже:

  • Основным средством художественной выразительности в стихотворении «Детство» становится аллитерация. Она помогает поэту сделать изображаемую картину более объемной и живой. Использование шипящих и глухих звуков «ш», «х», «к» помогает читателю услышать треск лесных веток, скрип старых стволов и шелест песка под ногами героя.
  • И. А. Бунин активно вплетает в текст эпитеты: «сухой смолистый аромат», «солнечные палаты», «тяжелый, величавый гигант». Они очень точно отражают восприятие окружающей действительности десятилетним мальчишкой, для которого многое еще непривычно, а потому так поражает его воображение.
  • Ребенок только познает мир, и одним из способов познания становится для него проведение параллелей между знакомыми предметами и явлениями. Поэт мастерски подчеркивает эту особенность с помощью сравнений («песок – как шелк») и метафор (лесное пространство именуется героем «солнечными палатами»). В то же время, таким образом вновь подчеркивается яркость детского восприятия. Простые и привычные для взрослого человека картины становятся для ребенка откровениями, поэтому он стремится описать свои впечатления с помощью эпитетов и сравнений.

В стихотворении «Детство» И. А. Бунин обращается к теме детского восприятия мира. Собственные воспоминания поэта о лесных прогулках в окрестностях родового имения становятся в его лирическом тексте символом важности и яркости детских впечатлений, которые закладывают основу личности. Возвращение к этим впечатлениям нередко дает человеку силы двигаться дальше. Многочисленные средства выразительности и искренность, с которой передана простая история, придают стихотворению дополнительное очарование.

Автор: Юлия Филипская

Читайте также:

комментария 2

  1. как они связаны:

    как они связаны

  2. Абоба:

    Абоба

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *