Историческая правда и художественный вымысел «Капитанской дочки» (А.С. Пушкин)
(347 слов) Как известно, А.С. Пушкин в процессе работы над произведением «Капитанская дочка» познакомился с государственными архивами и рассказами очевидцев крестьянского восстания Пугачева. Он трудился над научным историческим исследованием этого периода, но натура художника взяла верх: Пушкин отвлекся на написание художественного текста, где реальность сочеталась с вымыслом. Теперь интересно отделить одно от другого и понять, что добавил или исказил автор.
История любви в эпицентре бунта не была выдумкой. К Пугачеву в плен действительно попали влюбленные. Правда, это была молодая семья. Семнадцатилетняя дочь коменданта Татищевой крепости по имени Татьяна была замужем за премьер-майором Захаром Харловым, который был комендантом Нижнеозерной крепости. Войска Пугачева захватили укрепление Захара и убили его, хотя его подчиненные просили о помиловании начальника. Жену и ее маленького брата Захар заблаговременно отправил в более безопасное место — Татищеву крепость. Но и ее покорил самозванный царь. Татьяна ему понравилась, он взял ее к себе в наложницы. За благосклонность красавицы он даже пощадил ее брата Николая, а вот родители Татьяны были убиты. Какое-то время Пугачев прожил с пленницей, но ее в его отсутствие убили казаки. Они не хотели, чтобы их предводитель связывал себя с дворянкой. А Емельян привязался к Татьяне и потом очень жалел о произошедшем. На допросе он рассказал, что полюбил девушку.
Очевидно, что трагедия Харловых нашла отклик в сердце Пушкина. Однако он не мог изобразить ее в полной мере, цензура вряд ли пропустила бы такие чудовищные описания злодеяний. Видимо, поэтому автор «помиловал» воплощение Захара и спас честь «Марьи». Хотя оставил смерть родителей Татьяны и даже воспроизвел попытку казни Петра. Я думаю, он заменил домогательства Пугачева на угрозы Швабрина из сострадания к реальному бунтовщику. Он не хотел убивать свою пленницу, он полюбил ее, но роль оказалась сильнее персонажа. Приближенные «царя» убили его избранницу, власть погубила любовь. Двойственный характер Пугачева автор передал в всех подробностях: он казнил и миловал, любил и страдал, совершал как злые, так и добрые поступки. Конечно, история сохранила больше мрачных подробностей, но надо понимать, что Пугачев был проигравшим, а историю пишут победители.
Таким образом, в произведении «Капитанская дочка» автор существенно переиначил реальную историю, однако от этого текст нисколько не проиграл. Сюжет Пушкина далек от действительности, зато полон надежды.