«Почему?» читательский дневник кратко

Мальчик, чашка и собака. Что может произойти? Правильно, что-то не очень хорошее. Но узнать Вам об этом лучше самостоятельно, обратившись к читательскому дневнику по рассказу «Почему?». С какими страхами придется столкнуться главным героям? И почему произведение так называется? Это очень забавно, но в этой истории со словом «почему» читатель встретится не два и не три раза, а больше. В конце произведения автор оставляет три вопроса «почему?» без ответа, предлагая читателям самим поразмышлять на эту тему. Многомудрый Литрекон поддерживает идею Осеевой, разве что здесь Вам будет легче. Ведь блоки «Отзыв» и «Чему учит автор» помогут разобраться в ситуации и сформировать собственные выводы. Приятного просвещения!

Главное о произведении

Прежде чем начать, заполним небольшой список:

  • Полное название: «Почему?».
  • Автор: Валентина Осеева.
  • Дата создания: 1943.
  • Жанр: рассказ.
  • Главная мысль: за свои поступки нужно отвечать.
  • Новые для меня слова: черепки (осколки).

Кратчайшее содержание

Мальчик баловался с псом по кличке Бум на кухне. В результате мальчик нечаянно стянул скатерть, и об пол разбилась любимая чашка папы. Он всегда пил только из нее, когда был жив. На шум пришла мама. Но мальчик чего-то испугался и во всем обвинил Бума. Собаку выгнали жить на улицу. Мама мальчика пыталась дать понять сыну, что если он разбил чашку нечаянно, но ребенок перебивал ее и утверждал, что это Бум.

Прошло несколько часов. Мальчику было не по себе. Бедный пес страдал на улице. А он не мог признаться матери в своей вине. Папины вещи всегда берегли. Но ведь и Бум был папиной собакой. А он обманул маму и сейчас не мог сознаться.

Ночью начался дождь. Бум повизгивал и лаял. Мальчик не выдержал, разбудил маму и во всем признался. Ругать она его не стала. Вдвоем они запустили пса. И у каждого было свое почему. Почему пес оказался на улице? Почему сын не сознался сразу? И почему мама не стала его ругать?

Главные герои

В произведениях для детей авторы делают особый акцент на героях. Именно через них они учат детей жизни.

  • мальчик – обычный ребенок, в меру активный. Как и многим, ему тяжело признаваться в проказах, даже случайных.
  • мама мальчика – добрая, мудрая и понимающая женщина. 
  • Бум – пес семьи. Ласковый, игривые. Получил наказание просто так.

План книги

Даже у маленьких историй есть своя структура, своя хронология. И даже при пересказе маленьких историй можно перепутать последовательность действий. Но план книги поможет избежать этого:

  1. Баловство.
  2. Разбитая чашка.
  3. Во всем виноват Бум.
  4. Муки совести и страх признания.
  5. Мальчик все рассказывает маме.
  6. Бум возвращается домой.
  7. Свое «почему» каждого героя.

Чему учит?

Мораль, изложенная в рассказе Осеевой, давно всем известна. Но ее стоит повторить еще тысячи раз. Нужно уметь отвечать за свои поступки. Автор учит тому, что перекладывать свою вину на другого – плохо. Правда всегда раскроется, даже если на это потребуется время. Но некоторых людей это не останавливает. В своих неудачах и ошибках они обвиняют других, выставляя порой окружающих в дурном свете. Но не им они причиняют самый большой вред. А себе. Человек, который постоянно изворачивается, увиливает от ответа и врет, однажды загонит себя в ловушку. Запутается в собственном вранье. Выпутаться будет сложно. Вернее сказать, невозможно. Окружающим все станет понятно, репутация человека будет испорчена и он останется один. Признавать свою вину бывает страшно даже взрослым. Но страх и лень – самое дурное, что есть в человеке. Да, при признании своих оплошностей вполне возможно придется заплатить свою цену. Но она будет ничтожно мала, в чем человек убедится уже в недалеком будущем.

Произведение «Почему?» заставляет задуматься о том, что не стоит слепо судить человека и его поступки по общепринятым стандартам. Мне так кажется из-за описанной ситуации. На первый взгляд все просто. Мальчик разбивает чашку и боится сознаться. Его мама изначально все понимает, но желает, чтобы сын сам во всем признался. Казалось бы, про это писали сотни раз и урок с принятием ответственности вызубрен на зубок. Но в этой истории есть одно большое НО. Разбитая чашка принадлежала папе. Папа погиб. То есть, это не просто чашка. Это памятная вещь. И причина, по которой герой не может сразу признаться, не так легкомысленна и безответственна, как может показаться. В жизни есть длинный список правил, которых мы придерживаемся. Только ситуации бывают разные. И типичная ситуация на первый взгляд может оказаться исключением, если разобраться.

Отзыв

Рассказ «Почему?» оставил немного грустные впечатления. Разбитая чашка – не так страшно. Но то, что она принадлежала погибшему отцу семейства, представляет привычную ситуацию в ином свете. 

Мне кажется, мама мальчика плакала не из-за разбитой чашки. Точнее, из-за нее тоже, но по большей части из-за сына. Возможно, она обдумывала свое и его поведение, их взаимоотношения. Не зря же в конце рассказа она задавалась вопросом именно о том, почему он не признался сразу? Я уверена, что ложь женщина раскусила сразу. Просто ей было важно, чтобы ребенок сам признал и понял свои ошибки. Мое мнение основывается на том, что случайности, конечно происходят. Но собака — не столь грациозное животное, и будь она причастна к разбитой чашке, нечто подобное происходило бы ранее. К тому же, мальчик краснел и нервничал, что выдавало его с головой.

Многие дети боятся признаваться в чем-то родителям. Я тоже боялась рассказать о том, как порвала портфель. Но дети не умеют врать так, чтобы выдать ложь за правду. И бояться не нужно. Принять на себя ответственность даже за оплошность или случайность, рассказать все честно – хороший полученный опыт. Случайности происходят и во взрослой жизни. Взрослые помнят об этом, и ругать за них не будут. Мое отношение к рассказу: читать его нужно всем детям вместе с родителями. Такой подход позволит обсудить проблему, а родители смогут дополнить приведенный автором пример.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *