Анализ поэмы «Бородино» (М.Ю. Лермонтов)
Произведение М. Ю. Лермонтова “Бородино” обязательно входит в школьную программу для изучения и анализирования. Это не только величайшее творческое наследие поэта, но и показатель крепости духа русских воинов. Многомудрый Литрекон представляет Вам анализ данной поэмы по плану. Текст он раскладывает на составляющие, помогая, понять основную мысль и художественные особенности произведения.
Содержание:
История создания
25-летию победы русских над французами была посвящена поэма Лермонтова “Бородино”. Михаил Юрьевич стал первым поэтом, осветившим историю страны так, как ее видят люди, а не правители и чиновники. В 1837 году победу праздновали на государственном уровне, в Москве заложили московский Храм Христа Спасителя, а в храмах почтили память павших героев молебном. Лермонтов тоже решил внести свой вклад и вспомнить подвиги народа в поэме. Впервые работа была опубликована в журнале “Современник”, где Пушкин работал главным редактором. Александр Сергеевич решил поддержать молодого поэта и пропустить его творчество. Так оно дошло до наших дней.
История написания поэмы «Бородино» была бы немыслима без автобиографических подробностей из жизни поэта. Брат его бабушки, Афанасий Столыпин участвовал в знаменитом Бородинском сражении. Именно он поведал внуку историю из первых уст. Будучи офицером, он видел войну без прикрас — такой, какой она была на самом деле. Эти впечатления легли в основу работы поэта и сделали ее такой настоящей, искренней и живой.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения Лермонтова «Бородино» — народная ода, баллада, батальная поэма — литературоведы дают разные ответы на вопрос, какой жанр имеет данное произведение. Многомудрый Литрекон склоняется к тому, что «Бородино» — это поэма, так как там описываются эпические события с четкой сюжетной линией, имеющей глобальное историческое значение. Баллада тоже рассказывает историю, но из частной жизни. А для оды лексика поэмы не подходит: она слишком напоминает разговорную, что противоречит канонам классицизма.
Оно написано в направлении “реализм”, так как поэт описывает реально произошедшие события войны 1812 года и использует «показания» очевидца. Также здесь присутствуют и черты “романтизма”, ведь автор восхищается героями, бравыми воинами, которые готовы были отдать жизнь за Родину. Их образы явно идеализированны, как и сама эстетика войны.
Стихотворение М. Ю. Лермонтовское «Бородино» написано в четырёхстопном и трёхстопном ямбе, поэтому появляется эффект разговорной речи.
Композиция
Композиция стихотворения «Бородино» кольцевая: старый ветеран войны начинает восхищаться героями-воинами и заканчивает также их прославлением. Простые воины, пережившие все тяготы войны, погибшие в боях товарищи, раненые — это главные герои “Бородино”.
Также присутствует композиционный прием «рассказ в рассказе». Повествование о подвигах Лермонтов доверил ветерану, выступающему в противовес консервативной творческой позиции, когда поэты описывали только героев из командного состава, игнорируя заслуги простых солдат. Сам рассказчик мало говорит о себе, в стихотворении редко встречается “я”, чаще “мы”. Образ ветерана можно нарисовать не через словесный портрет, а через речевую манеру. Солдат груб и простодушен, но в то же время силен и благороден.
Образы и символы
“Бородино” Лермонтова написано в новом для XIX века стиле, потому что повествование ведется от имени рядового участника Бородинской битвы, старого солдата, рассказывающего современнику автора об этих трагических событиях. Акцент сделан на победе, которая далась дорогой ценой. Ветеран с болью в душе говорит о том, что они не отдали б Москвы, не будь на то Божьей воли. Старый город предстает сердцем Родины, за которое бойцы готовы были погибнуть. Читатель слышит речи гордого патриота и смельчака — именно такими были бойцы того времени, которое было эталонным для поколения Лермонтова. «Были люди в наше время» — это замечание не только старого ветерана, но и самого поэта, который часто критиковал своих современников за трусость, инфантильность и несостоятельность. Обращение к прошлому стало назиданием и упреком для настоящего в его устах.
Автор не теряется за словами рассказчика, его голос тоже отчетливо слышен, поэтому в «Бородинском» Лермонтове многословная лексика и литературные обороты сочетаются с книжной речью. До Михаила Юрьевича многие писатели сочиняли оды, песни, баллады на тему Отечественной войны, все эти произведения объединял общий дух — они прославляли героев высокопарными речами и тяжеловесным слогом. Поэты брали пример с древнегреческих эпических поэм, написанных гекзаметром. Эти произведения были сложны для понимания и далеки от народа, который и сыграл решающую роль в событиях 1812 года. Поэтому свободное от стереотипов творчество Лермонтова произвело оглушительное впечатление на общество, это как после сотен книг и стихотворений военной тематики появляются записи простых солдат, участвовавших в кровопролитных сражениях — тех, кто видел смерть и победил ее.
Произведение обладает восхитительной музыкальностью, поэтому стихи были созданы маршем и исполнялись в военных ансамблях.
Темы, проблемы, настроение
Тематика и проблематика произведения «Бородино» представлены ниже:
- Основная тема стихотворения Лермонтова “Бородино” — это бородинское сражение 1812 года. Данное произведение освещает именно духовную победу русских солдат над французами, так как потери в бою явно указывают на поражение отечественной армии. Но даже оно не сломило дух русских патриотов: они не сдались и не успокоились, пока не выгнали врага за пределы России.
- Патриотизм. Солдаты переживают, что боев долго не было, и не хотят отступать. Это говорит об их самоотверженной любви к родине. Москву они готовы защищать ценой жизни и с трудом соглашаются на то, чтобы сдать ее врагу.
- Героизм. На поле сражения солдаты проявили стойкость и мужество. Они шли против врага, который превосходил их, но их ряды не дрогнули. Полковник вел их в атаку и сам полег на поле боя, прославляя Родину.
- Тема дружбы. В минуты сражений различия в званиях стерлись, люди были братьями. Драгуны и уланы, полковники и рядовые — все были заодно, все положили свои молодые жизни за отечество.
- “Бородино” показывает проблему поколений. Читатель видит сожаления об изменчивости времени и характера людей, ведь нет уже “богатырей” в России, нет той силы духа и характера, присущего русскому человеку. Лермонтов бросает упрек своему слабому поколению и сетует на то, что мирное время расслабило людей и сделало их инфантильными.
- Проблема войны. Нашествие Наполеона бросило вызов русской армии и проверило народ на прочность. Сражение далось России тяжело, как и смирение с тем обстоятельством, что враг занял Москву. Автор описывал горы трупов и несколько дней перестрелки.
- Проблема управления армией в трудный военный период, умения ее организовать и сплотить перед лицом врага — это тоже повод для размышлений автора. Солдаты не одобряли стратегии руководства, но полковникам и генералам удалось направить силу войска в нужном направлении, хоть это было и нелегко сделать.
Основная идея
Смысл произведения «Бородино» заключается в назидательном примере века минувшего веку нынешнему. Люди того поколения смогли пожертвовать собой и ценой крови одержать победу в борьбе с захватчиком. Они перебороли страх и сословные различия на поле брани. Эта поэма о силе духа, силе характера, мужестве и отваге, чести и достоинстве, непоколебимом стержне русского народа. Автор восхищается всеми этими качествами, ведь только благодаря им Россия смогла одержать победу. Интерпретация стихотворения «Бородино» однозначна: автор гордится боевым прошлым своего отечества.
Перед лицом опасности народ объединяется, сплачивается, становится единым организмом, слаженным и твердым в своем решении — одолеть врага. Все это соединяется в стихотворении с сожалением о давно ушедших временах, о том, что героизм уходит из людских сердец, что это пережиток прошлого. Люди меняются к худшему и больше не похожи на своих предков, что готовы были отдать жизнь за Москву. Такова главная мысль поэмы «Бородино».
Средства выразительности
В произведении «Бородино» много эпитетов, речевых оборотов, образных выражений. Некоторые слова и выражения стали крылатыми. Тропы многообразны:
- Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел”.
- Эпитеты – “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.
- Синекдоха – “ликовал француз”, “рука бойцов”, “изведал враг”, “французу отдана”.
- Олицетворение – “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”.
- Сравнение – “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамена, как тени”.
- Гипербола – “рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.
- Военная лексика — «уланы», «драгуны», «мундиры», «редут», «заряд пушки», «картечь», «перестрелка».
Во время битвы под Москвой во Вторую Мировую войну многие солдаты воспринимали слова Михаила Юрьевича “Ребята! Не Москва ль за нами?” за свой счет, как будто он описывал их битву и призывал не падать в грязь лицом, не позорить воинскую славу своих предков.
Автор: Анастасия Бискова