Анализ стихотворения «Снег идет» (Борис Пастернак)

Жизнь торопится, бежит, и оглянуться мы не успеваем, как пролетает еще один год. Удивительное сравнение между падающем снегом и временем мы находим в стихотворении Б. Пастернака “Снег идет”. Анализ по плану — вот что хочет предложить Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет» было написано в 1957 году. Это было непростое время для писателя. В Советском Союзе власти отказывались печатать роман Пастернака “Доктор Живаго”, книга была опубликована в 1957 в Милане. Автор получил за этот роман Нобелевскую премию. В СССР роман был признан антисоветским. Писатель стал жертвой травли в СМИ и профильных комитетах. На автора давили со всех сторон: должен был отказаться от «вражеской» премии и покаяться перед народом за «идеологически вредный» роман. Пастернак этому всячески противился, но когда его гражданская жена пострадала от политических преследований и фактически оказалась на грани ареста, он согласился на все условия правительства. Правда, это решение далось ему очень тяжело: Пастернак серьезно заболел. В Советской России произведение было опубликовано только в конце 80- х в журнале «Новый мир».

А в 50- е г. г выходит цикл стихов, в сущности завершающий путь Пастернака. Стихотворение, которым он открывается “Во всем мне хочется дойти до самой сути”, — это выражение верности избранному пути, стойкости и необыкновенной радости слияния поэта со всем миром. Пастернаку хочется “жить, думать, чувствовать, любить”. .. Ко времени написания стихотворения “Снег идет” автор, в прошлом футурист, многое переосмыслил. Он все чаще задумывается о быстром течении жизни, строки его стихотворении наполнены философскими размышлениями.

Основная тема — зимняя природа. Борис Пастернак восхищался ее загадочным миром. В самобытную лирику Пастернака нужно вживаться для того, чтобы лучше понять ее и в полной мере насладиться. В стихотворении “Снег идет” поэт на фоне пейзажной зимней зарисовки создает развернутую метафору жизни человека.

Жанр, направление, размер

Стихотворение “Снег идет” можно отнести к пейзажно-философской лирике. В стихотворении мы видим описание природы, но помимо природного явления мы наблюдаем и философские размышления писателя о течении человеческой жизни. Пастернак затрагивает достаточно глубокую тему — быстротечность времени.

Стихотворение относится к реалистическому направлению.

Размер стихотворения “Снег идет” — хорей.

Смысл названия

Лирический герой размышляет о жизненном пути. Падающий снег ассоциируется у Пастернака со временем. Нет ничего вечного, и жизнь человека — такая же быстрая и короткая, как этот снегопад.

“…В ногу с ним …проходит время? ”

Интересно и то, что снегу свойственно таять — так и время тает, утекает сквозь пальцы того, что задумает его задержать. Как и хлопья снега, мгновения неуловимы.

Образы и символы

Падающий снег ассоциируется с уходящим временем, автор сравнивает его с пролетающей жизнью. Нет ничего вечного в этом мире: и снег, и наша жизнь — лишь мгновенья. Короткое бытие можно сравнить с быстротечной рекой или дождем. Только, в отличие от человеческой жизни, природные явления возобновляемы. Но жизнь человека “. .. не ждет” “. .. Смотришь, там и новый год”.

Основным образом является снег. Пастернак употребляет риторические вопросы “Может быть, проходит время? … как слова в поэме? ”. К снегу — проходящим минутам — тянутся цветы герани. Это означает, что все живое хочет задержать время, приструнить его бег, но это невозможно. Даже если цветы дотянутся, снежинки на них просто растают, как мгновение — пройдет мимо.

Движение времени управляет всей материальной жизнью: повороты, перекрестки, ступени — все это ухищрения человека, желающего сэкономить время в пути, желающего хоть как-то приноровиться к его бегу.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

В этих строках автор обнаруживает связь времени и высшего небесного начала, которое управляет нами. Во времени выражается власть высших сфер — того, что создало этот мир бренным и постоянно изменяющимся. «Небо сходит с чердака» и прячется от человека, но мы ухватываем его суть, когда пытаемся следить за временем. Оно диктует волю свыше.

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Мы можем увидеть символичность в последней строке стихотворения. Снежинки символизируют единицы измерения времени: минуты, часы, дни, недели. Они создают то смятение, в котором мы движемся и суетимся, лишь бы все успеть, лишь бы не опоздать. Именно жесткие границы времени гонят пешехода по улице, создают повороты и перекрестки, задают темп роста и увядания растений.

Небо тоже оживает у Пастернака …”Сходит небо с чердака”. Так и в жизни человека есть высшая точка — небо, есть середина- течение событий — и вот земля — итог всего, что сделано.

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение «Снег идет» относится к философской тематике. Борис Пастернак размышляет над течением нашей жизни.

  1. Основная тема стихотворения «Снег идет» — это быстротечность и неумолимость времени. Оно создает смятение, гонит людей и животных к определенным целям, управляя ими стрелками часов, тиканьем секунд. Именно время доносит до нас небесную волю и определяет наши действия. Ведь весна дает растениям сигнал к цветению, лето — к плодородию, осень — к размножению и подготовке к зиме, зима — к увяданию и обновлению цикла. Люди тоже живут по ритмам природы: детство, молодость, зрелость, старость.
  2. Другая тема — природа. Она богата метафорами, которые показывают ход времени и другие законы мироздания. Все секреты у нас на ладони, нужно только приглядеться и вдуматься в то, что мы видим.
  3. Смысл жизни — тоже тема для размышления автора. Год за годом следуют, как снег — для окружающего мира. Но для героя они имеют другой смысл — «как слова в поэме». Он живет ради творчества, для него время отмеряется в поэтических мерах.

Настроение стихотворения «Снег идет» задумчивое, немного грустное. Ведь никакого влияния на безжалостный ход времени мы не оказываем.

Основная идея

Борис Пастернак размышляет о быстро текущем времени. Наша жизнь, как этот падающий снег, все идет своим чередом, и, к сожалению, даже на минуту не может остановиться. Но то, чем мы наполним эти годы, зависит уже от нас. Для героя год за годом следуют « как слова в поэме». Он избрал смыслом жизни творчество, поэтому его минуты не растают без следа, подобно снегу. Небо (символ высшей воли), источник снега (времени), диктует нам лишь сроки и основные вехи жизненного пути. В этом состоит смысл стихотворения «Снег идет». Но все остально зависит уже от нас: пешеход на перекрестке судьбы сам выбирает свой маршрут, снег его не направляет, а подгоняет с выбором.

Перекрестка поворот — это перекресток судьбы. Неизвестно куда он нас заведет. Новый год и святки упоминаются Пастернаком не случайно, они символизируют точку отсчета времени. Не успеваем оглянуться, как год еще один прошел, а там второй и третий. Но все это время не проходит бесследно для того, кто знает ему цену и наполняет каждый миг смыслом. Такова главная мысль стихотворения «Снег идет».

Чему учит?

Мы должны ценить каждое мгновение этой жизни, дня, минуты, секунды. Так много в ней хочется сделать и так мало времени для этого. К сожалению или счастью — это с какой стороны смотреть. Такой суровый закон заставляет нас более грамотно расходовать свои ресурсы и быть более осмотрительными. Жизнь человека — это не дубли в кино, где что-то не получилось, можно сделать еще один, и второй, и третий, и сто пятидесятый. Но «жизнь не ждет». Нельзя повернуть время вспять, как бы мы этого ни хотели.

Наша жизнь также непрерывна, как падающий снег. Нельзя упускать в ней ничего, иначе завтра будет поздно.

Средства художественной выразительности

Для того, чтобы придать стихотворению «Снег идет» еще большей выразительности, автор использует такие средства выразительности, как…

  1. повтор: “Снег идет, снег идет”
  2. анафору: “Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятеньи”
  3. метафору: “Тянутся цветы герани”, “Снег идет”, “Сходит небосвод”, “жизнь не ждет”.
  4. эпитеты: “Снег густой-густой”, “удивленные растенья”, “оконный переплет”, “убеленный пешеход”
  5. сравнения: “Словно с видом чудака. . Сходит небо с чердака”, “. .. Словно падают не хлопья… Сходит наземь небосвод”.
  6. риторический вопрос: “Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? ” “. .. как слова в поэме? ”
  7. олицетворение: “Снег идет, и всё в смятеньи”, …”убеленный пешеход”, “удивленные растенья”, “Играя в прятки” Пропуск (эллипсис): “Не оглянешься — и святки”.

Автор: Екатерина Грушевская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *