Анализ произведения «Моцарт и Сальери» (А.С. Пушкин)

Одним из интереснейших произведений Александра Пушкина является трагедия «Моцарт и Сальери». Это весьма оригинальное произведение по конспирологическому сюжету: вокруг смерти Моцарта до сих пор витают мифы. Но суть книги — не в альтернативной версии о причине гибели музыканта. Центральная тема трагедии — зависть, и сюжет ли иллюстрирует ее. Александр Сергеевич прекрасно понимал, что собой представляет зависть и к чему она приводит, ведь не раз с нею сталкивался. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом трагедии «Моцарт и Сальери» по плану. Приятного просвещения!

История создания

Идея создать произведение «Моцарт и Сальери» у Александра Сергеевича возникла в 1826 году. Наиболее ярким периодом творчества русского писателя является время болдинской осени. Тогда Александр Сергеевич создал свои самые выдающийся творения. Произведение «Моцарт и Сальери» вошло в состав так называемых «маленьких трагедий». Известно, что Пушкин планировал создать девять таких трагедий, однако он успел написать только четыре. Каждая из них была посвящена определенной страсти, которая имеет роковое значение в жизни человека. Так, «Скупой рыцарь» повествует о жадности, «Каменный гость» — о похоти, «Пир во время чумы» — гордыня.

Не секрет, что началу девятнадцатого столетия был присущ некий культ Моцарта. Великим композитором искренне восхищались, все грамотные люди интересовались подробностями из его биографии. После того, как Александр Пушкин создал свое произведение, особую популярность приобрела догадка об отравлении Моцарта, которая впоследствии превратилась в своеобразный стереотип. При этом имя Сальери стало ассоциироваться со словом «завистник». В своей известной трагедии Александр Сергеевич продемонстрировал собственное видение человеческой зависти.

Правда, в наши дни врачи исследовали причины гибели Моцарта и сошлись на том, что его поразило системное ревматическое заболевание. Он всегда жаловался на слабое здоровье: отеки, лихорадки, боли. Но напряженный график работы с самого детства (отец музыканта был его требовательным учителем и продюсером) ухудшил положение Моцарта. А вот история про отравление была плодом воображения самого композитора. Он всегда любил драматизировать события и жаловался жене, что его отравили. Правда, за полгода до смерти. Но после гибели Моцарта Констанция стала поддерживать этот миф, ведь внезапная кончина 35-летнего мужчины могла насторожить каждого. И все же теория об отравлении не выдерживает критики, тем более странно винить в преступлении Сальери. Он был преуспевающим музыкантом и на недостаток славы пожаловаться не мог. Миф о его участии в расправе над коллегой распространился после газетной статьи явно провокационного содержания. Перед смертью Сальери сказал своему ученику:

Хотя я смертельно болен, я хочу заверить Вас честным словом, что нет совершенно никаких оснований для этих абсурдных слухов. Вы знаете, о чём я: Моцарт, что я якобы отравил его. Но нет. Это — злобная клевета, одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мошелес, что старый Сальери на краю смерти сам Вам это сказал.

Так что Пушкин не отражал реальные события. Он лишь переиграл распространенный миф, чтобы показать распространенный порок — зависть.

Жанр и направление

Произведение «Моцарт и Сальери» нельзя считать исторической трагедией, ведь нет доказательств того, что Сальери действительно отравил великого классика. Известно, что сначала Пушкин хотел назвать свое творение «Зависть». Это название отражает суть всей книги.

Перед нами маленькая пьеса, являющаяся трагедией. Произведению «Моцарт и Сальери» присущи основные черты этого жанра, а именно чётко поставленная идея, диалоговая форма повествования, острый конфликт и трагический финал. По объёму произведение сравнительно небольшое. В трагедии представлены всего два главных персонажа и слепой скрипач. Александру Сергеевичу удалось создать поистине содержательное произведение в философском и смысловом плане.

Произведение «Моцарт и Сальери» написано в духе классицизма. Об этом свидетельствуют вечные темы, поднятые в произведении, классическое триединство, а также деление персонажей на плохих и хороших.

Композиция

Экспозицию составляет монолог Сальери, посвященный его жизни и искусству. Автор достаточно глубоко раскрыл и другие структурные элементы трагедии: кульминацию и развязку. Композиция произведения «Моцарт и Сальери» имеет свои особенности. Так, два действия включают в себя монологи и диалоги главных персонажей.

Благодаря глубоким монологам Сальери композиция трагедии приобретает кольцевую структуру. Произведение начинается с мыслей композитора. Их же читатель замечает и в конце трагедии. Автор показывает, как зависть способна разрушить человеческую душу. Тяжёлое внутреннее состояние Сальери переходит в агрессию. Внутреннюю основу композиции произведения составляет борьба добра и зла в душе героя.

Суть

В основе произведения лежит конфликт творческого и рационалистического начала. Пожилой композитор, которому присуще трудолюбие, под своей профессией подразумевает тяжкий труд и научный подход. Молодой композитор Моцарт совсем не осознает собственной гениальности. Персонаж просто наслаждается жизнью и творит.

Несмотря на то, что Моцарт — друг Сальери, пожилого композитора мучает непреодолимая зависть. Сальери хочет отправить Моцарта, потому что тот, не осознавая своей избранности, дописывает завершающую главу в музыке. Если он и дальше продолжит творить, то другим музыкантам уже нечего будет делать после него. Сальери возмущен тем, что молодой композитор присвоит все лавры себе, не прилагая тех усилий, которые приложил Сальери. Зависть в трагедии предстаёт в образе разрушительной силы. Именно зависть, которая является одним из самых серьёзных грехов, толкает Сальери на преступление.

Подробное краткое содержание доступно по ссылке.

Главные герои и их характеристика

Главные герои пьесы «Моцарт и Сальери» представлены в списке от Многомудрого Литрекона. В произведении представлены два главных персонажа — Моцарт и Сальери, которые являются выдающимися композиторами.

  1. В образе Моцарта автор изобразил добродушного и жизнерадостного человека. Перед читателем предстаёт очень жизнелюбивый человек, которому легко даётся музыка. Он талантлив от природы, ему не нужно много работать, чтобы добиться успеха. Гениальная музыка этого человека подводит итог многовековой истории искусства, по мнению Сальери. При этом Моцарт совсем не высокомерен. Он относится к людям с симпатией, в том числе и к Сальери, даже не догадываясь о его подлой душе. Он открыт, доверчив, наивен.
  2. Сальери представляет собой полную противоположность Моцарту. По своей натуре персонаж является чрезмерно высокомерным и безжалостным. Он горд, тщеславен, амбициозен. В отличие от Моцарта, музыка Сальери давалась очень тяжело. Лишь благодаря невероятному усердию и труду он смог добиться хороших результатов. Хороших, но не гениальных. Персонаж очень завидовал Моцарту, поэтому принял решение от него избавиться.

Темы

Тематика трагедии «Моцарт и Сальери» представлена в списке:

  1. Зависть. Основная тема пьесы — это чувство зависти по отношению к более удачливому коллеге. Сальери обидно, что он приложил много труда для достижения цели, а его молодой друг все получил задаром — от природы. Героя мучает мысль, что в таком случае его жизнь прошла напрасно.
  2. Искусство. Сальери считает, что после Моцарта развитие музыки прекратится, и искусство достигнет наивысшей точки. Получается, что все остальные после него будут обречены на бесславие и бездействие. Сальери не мог допустить этого и убедил себя, что спасет музыку, убив самого гениального музыканта.
  3. Дружба и соперничество. Моцарт доверял Сальери, а тот воспользовался этой наивностью, чтобы переиграть соперника. Герой не мог дружить, в его отношениях не было места искренности. Поэтому дружба стала орудием в руках вражды.

Что еще можно сказать в этом разделе? Пишите в комментариях, и мы все дополним)

Проблемы

Не секрет, что Александр Пушкин интересовался проблемами человеческих судеб. Автор, прислушиваясь к мнениям великих гениев, стремился к созданию своей творческой правды. Посмотрим, какова проблематика в пьесе «Моцарт и Сальери»:

  1. В своем произведении писатель поднял проблему влияния зависти на душу. На примере Сальери автор показал читателю, как зависть разрушает душу человека. Сначала человек не замечает подвоха: он сравнивает свои успехи с чужими и негодует, если кому-то повезло больше. Но потом это чувство обиды вытесняет здравый смысл. Человек уже питается завистью и все видит в ее искаженной призме. Финалом этой деградации служит акт агрессии против того, кому «повезло больше».
  2. Предвзятость. Сальери не сомневается, что его оценка будущего искусства единственно верная. Но он утрирует и искажает действительность, опираясь лишь на свой опыт и свое восприятие. То, что музыка после Моцарта исчезнет, это абсурдное утверждение, которое герой сформулировал себе в оправдание.
  3. Несправедливость. Сальери решил, что сам может судить, кому жить, а кому умирать? Он возомнил себя Богом и нарушил право другого человека на жизнь. А ведь мы не можем делать это, не погрешив против справедливости и морали.

Основная мысль

Смысл пьесы «Моцарт и Сальери» заключается в том, что зависть и злость лишают человека всего, что он имеет. Сальери был талантливым человеком, но его поступок перечеркнул все его достоинства и достижения. Молодой композитор, будучи отравленным, торжествует. Сальери удивлён его фразой, что гений и зло — несовместимые понятия. Моцарт снова оказался впереди, ведь он выше всякого злодейства.

В своём произведении Александр Сергеевич хотел донести до читателя простую истину. Человек, совершивший грех, останется наедине со своей совестью. И никто не выступит в его защиту, ведь он сам прекрасно знает, что поступил подло. Сальери сам перечеркнул весь свой труд, все свои усилия в искусстве. Ведь он выбрал легкий путь: устранить конкурента. Но стал ли он от этого Моцартом? Нет. Он лишь перестал быть собой. Из опытного композитора он превратился в жалкого преступника. Такова основная идея пьесы «Моцарт и Сальери».

Чему учит?

Автор в произведении «Моцарт и Сальери» заставляет задуматься о том, что ни в коем случае нельзя завидовать победам и успехам других людей. По мнению Александра Пушкина, каждый человек должен иметь свое собственное мнение, но его не нужно навязывать окружающим. Трагедия призывает каждого человека радоваться простым мелочам и своему месту в жизни.

Чему учит А.С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери»? Тому, что гений и злодейство несовместимы. Важно выбрать свой путь: либо достигать успеха честным путем и праздновать заслуженную победу, либо идти по кривой дорожке и страдать от заслуженного поражения.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

комментария 2

  1. Наташка Варелюся:

    Принципе норм, но есть недостатки

  2. Даша:

    ещё в произведении раскрывается тема чувств и разума

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *