Сочинение: В чем Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (по пьесе «Горе от ума»)

(599 слов) Несмотря на то, что два главных героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» были представителями одного поколения, они отличались друг от друга своими жизненными установками и мировоззрением. Один «славно пишет и переводит», а другой полагает, что «надобно ж зависеть от других». Речь об Александре Андреевиче Чацком и Алексее Степановиче Молчалине.

Почему представители одного поколения не находят ничего общего в своих взглядах и резко противопоставлены друг другу? Кто они и чем живут? Чацкий принадлежит к известной дворянской фамилии, хотя не очень богатой. Герой самозабвенно борется с несправедливостью и устаревшими порядками. Он не является прямым проводником авторских идей, это живой человек со сложным, ярким и противоречивым характером. В обществе он не востребован, а изгнан, оскорблен, но не сломлен. Молчалин же — безвестный и безродный тверской мещанин, он уже стал секретарём московского «туза», получил награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, и стал возлюбленным дочери своего хозяина. Бесспорно, что он достигнет «степени известной», ведь «Молчалины – блаженствуют на свете!».

Происхождение героев также расходится: Чацкий – дворянин, имеющий поместье и около четырёхсот крепостных. Так как Александр в раннем возрасте потерял родителей, то большую часть своего детства провёл в доме Фамусова, друга его отца, но как только смог встать на ноги, то начал жить самостоятельно. Уехав на три года из своего дома, он отправился на освоение новый границ и знакомство с новым светом. Судьба главного героя напоминает биографию самого Грибоедова. Молчалин был простым по происхождению человеком, вполне вероятно, выходец из семьи мещан. Получив чин, приобрел право на потомственное дворянство. В столь юном возрасте и всего за три года службы он успел получить три награждения.

По характеру Чацкий был умён, «пылок», красноречив, «остер» и уверен в себе. Его ум наполнен передовыми взглядами, идеалами просвещения, стремлением искать блага не для себя, а для Отчизны. Такой ум приносит герою страдания. Алексей Степанович, напротив, пользуется мнением посторонних людей, так как своего он не имеет, при этом опирается на мнение большинства, даже если оно ошибочно. Его «разговорчивость» высмеяна даже в горящей фамилии. Чацкий презирает чинопочитание и карьеризм и предпочитает служить делу, а не лицам. Александр Андреевич полагает, что человек заслуживает уважения не по происхождению и чину, а за его личные достоинства. Молчалин о себе говорит:

«Мне завещал отец угождать всем людям…».

Расчётливый до мелочей, Алексей Степанович всегда будет делать ставку на поддержку сильнейших и богатейших. И не прогадает.

Отношение к любви и возлюбленной у каждого героя свое. Чацкий в любви не столько обманут, сколько обманывает себя сам. Подражая всем влюбленным, он закрывает глаза и не замечает очевидные вещи. Его влюбленность в Софью искренна и неподдельна, она была его причиной визита в Москву, но, увы, приехав, он обнаружил чуждый ему мир. Он до финала продолжает не верить в любовь Софьи к Молчалину. Антиподом Чацкого является Молчалин, который для карьеры готов влюбить и полюбить. Он выстраивает свои романтические отношения ради наживы. Однако на деле он никого не любит. Даже в отношениях со служанкой он ищет развлечения, а не подлинного чувства.

Как в любви, так и в своих жизненных позициях, Чацкий верен Родине, он патриот. Осуждает крепостнические порядки, подражание западной моде, невежество и праздность. Даже после всех неудач, разочарования в любви и негативного отношения общества он не предаёт свои взгляды и остается при своём мнении. Молчалин, как яркий представитель и идеал фамусовского общества, расчётливо и холодно набирает силу. Его глубочайшая безнравственность наводит ужас: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство и силу, сам будет не только унижать, но и уничтожать.

Несмотря на все неудачи, Чацкий стремится к личной независимости, к идеалам просвещения и образованности. Вполне возможно, что время Александра Андреевича и его взглядов ещё не пришло, но настанет пора, пройдут года, когда идеи Чацкого будут приниматься за нравственный абсолют.

Автор: Полина Чернышова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *