Сочинение: Описание степи в повести «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь)

(503 слова) Николай Васильевич Гоголь изобразил степь в повести «Тарас Бульба» настолько ярко и живо, что картины, описываемые автором, отчётливо вырисовываются перед читателем. Во второй главе Гоголь подробно описывает природу. Автор показывает просторы украинской степи в разное время суток: днём, в вечернее время и ночью. Для того чтобы во всей полноте изобразить природу, писатель использовал в тексте художественные средства выразительности. В степи чувствуется дыхание природы, ощущается её вечная молодость. Степные широты взаимодействуют с воздухом, птицами, небом. Всё предстаёт как нечто единое, нерушимое, живое.

Описывая степь, Гоголь передал настроение природы, которое слилось и с настроением персонажей, едущих через степь верхом на конях в Запорожскую Сечь. Главные герои были переполнены своими переживаниями. Тарас Бульба думал о временах, когда он был молод, размышлял о приятелях, которых ожидал встретить в Сечи. Остап был тронут и смущён сильным проявлением материнской любви перед отъездом из дома. Андрий вспоминал о том, как однажды во время обучения в Киеве встретил прекрасную юную полячку. Видя красоту степи, герои постепенно забывают обо всех своих внутренних переживаниях и предаются созерцанию. Степь являет собой образ свободы и силы, и этому образу соответствуют персонажи повести. Она подпитывает героев своим могуществом. Степь — это и образ Родины, живописной, цветущей, вольной земли.

Н.В. Гоголь представляет нам степь в дневное время как поверхность земли, кажущуюся со стороны «зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов». Пленительная красота пейзажа органично сочетается со звуками, доносящимися из разных уголков этого необъятного пространства: ястребы, дикие гуси, чайки — всё говорило на своём языке, всё вторило друг другу, тем самым объединяя эту бесконечную ширь. Над степью парило ярко-синее небо, а воздух лился «волнами».

Вечером степь менялась. Вся пестрота, сверкнув в последних лучах солнца, начинала темнеть, и степной «океан» становился тёмно-зелёным. Цветы источали благостный аромат. В «изголуба-тёмном» небе разгорался «розовым золотом» закат, будто небрежно нарисованный громадной кистью. Ветер был слабый — он слегка касался травы и щёк путников. Дневная музыка сменялась ночной: суслики наполняли степь своим свистом; трещали кузнечики; иногда в округе раздавался с озера крик лебедя.

Ночью появлялись звёзды — они смотрели на путешественников, которые, поужинав, ложились спать под открытым небом и слышали «весь бесчисленный мир насекомых». Под такую «музыку» приятно было засыпать. Когда кто-то из путников вставал, то видел, что степь была усеяна «блестящими искрами светящихся червей». Изредка небо в некоторых местах освещалось далёким заревом, потому что у реки поджигали сухой тростник. Лебеди, летевшие по небу в сторону севера, были покрыты «серебряно-розовым» отсветом, отчего были похожи на плывущие «красные платки» в тёмном небе.

Деревьев путники нигде не видели. Только виднелись иногда вдали верхушки леса, который тянулся вдоль берегов Днепра. Будто ничто не смело затмить раскинувшийся простор. Возможно, автор имел ввиду, что ничто не сможет отнять свободу и погубить природные силы ни в героях, ни в окружающем пейзаже.

Н.В. Гоголь, словно художник, изобразил в своей повести, как на холсте, чарующую картину украинской степи. Благодаря созданному пейзажу, мы можем заметить величайшее мастерство писателя и глубоко проникнуть в переданную атмосферу. Описание степи наполнило произведение красочностью, ещё большей реалистичностью, что сближает читателей с героями. Природа становится не просто местом действия, но и участником, ведь она вся в движении — полна жизни, широка и свободна.

Автор: Диана Танцур

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *