Три мира в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

(448 слов) Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова – непревзойденная классика русской литературы. Эту книгу знают, читают и любят не только в России, но и за рубежом; на основе сюжета романа снимаются фильмы и сериалы; литературоведы продолжают изучение этого текста, так и не понятого до конца. В романе причудливо переплетаются реальное и фантастическое, пошлое и возвышенное, дьявольское и божественное. В «Мастере и Маргарите» несколько параллельных сюжетных линий, образующих своеобразное троемирие. Повествование плавно увлекает нас из одного мира в другой, и иногда граница между этими мирами так эфемерна, что читатель не сразу замечает перемены.

Первый мир – мир реальный. Это прибежище Берлиозов, Аннушек, Лиходеевых, Римских, Варенух и проч. Давая широкую панораму социальной жизни советской Москвы, Михаил Булгаков обличает пороки современного ему общества. Вся булгаковская Москва населена персонажами-типами – большинство из них по сути своей безлики и нужны лишь как «лицо» порочного, немилосердного города. Все они оттеняют линии главных персонажей, у которых есть ещё шансы спастись и увидеть другой мир. Таковы Иван Понырёв, в финале романа нашедший наконец своё истинное призвание и отбросивший кричащую фамилию-псевдоним Бездомный. Таковы и Маргарита, и Мастер – любовь всей её жизни. Они живут в реальном мире, но противятся его законам и условностям: их души шире, они выше этого.

Второй мир – мир фантастический. Главным образом в романе он представлен Сатаной – Воландом, и его верной свитой. Несмотря на то, что в христианской философии принято считать Сатану высшим проявлением мирового зла, в романе М.А. Булгакова он выступает как носитель высшей справедливости. Булгаковский дьявол наказывает виновных, карает порочных и милует милосердных. Мастер и Маргарита – главные герои романа – получают от Воланда в дар возможность воссоединиться и быть вечно счастливыми в мире по ту сторону реальной жизни. Таким образом, фантастический, потусторонний мир свиты Воланда не отпугивает, а привлекает: на фоне неприглядной реальности фантастика выступает как мир, пусть жестокий, но способный поддержать и сохранить настоящую любовь.

Третий мир – мир Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Это своеобразный вариант «Евангелия от Булгакова», его авторское видение исторических событий. Сюжетная линия Пилат – Иешуа дана автором не просто так. С одной стороны, это отражение сюжета романа Мастера, с которого начались все его беды – отказ в печати, потеря популярности, потеря жилья, разлука с возлюбленной, сумасшедший дом. С другой стороны, это параллель с реальным миром. В Иешуа Га-Ноцри можно увидеть своеобразного двойника Мастера. Оба они – свободные художники, не понятые и не принятые властью. Иешуа не избегает казни, несмотря на сочувствие Пилата, как не справляется с гонениями властей и Мастер. Его судьба была бы незавидной, если бы не помощь Воланда. Воссоединившись с Маргаритой, Мастер умер в любви, как умер в любви и Иешуа, простивший и благословивший перед смертью своих убийц.

Итак, роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова чрезвычайно интересен обилием сюжетных линий и троемирием – слиянием и пересечением в одном романе миров реального, фантастического и исторического.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *