Сочинение: Темы романа «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

(533 слова) Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» является культовым. В произведении поражает все: жанровое определение, персонажи, сюжет и темы романа. Невозможно выделить одну тему «Мастера и Маргариты», поэтому разберем все основные, которые определяют смысловой облик романа.

Любовная тема является одной из главных тем, которая держит читателя в напряжении на протяжении всего романа. Автор показывает такое родство душ, ради которого можно пожертвовать всем. Эта запутанная история заставляет каждого погрузиться в мир чувств, где все материальные расчеты не имеют значения. По ходу сюжета мы ставим себя на их место и пытаемся пережить их жизненные трудности, проецируя все на себя. Маргарита готова на все ради своего возлюбленного. Она оставляет свою прошлую жизнь — вполне обеспеченную и комфортную. Она идет на жертву, заключив договор с Воландом, который помог ей обрести уединение с любимым. Любовная тема переплетается с другими темами романа. На стыке разных жизненных ситуаций только настоящая любовь помогает героям справиться с трудностями и спастись от настоящего зла, захватившего советскую Москву. Автор выражает свое отношение к теме так:

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Маргарита заняла место рядом с Мастером: сначала в подвале, затем в Покое.

Тема добра и зла так же является основной в романе. Актуальность этой темы не теряется и по сей день. В романе роль добра играет Иешуа, а роль зла — Воланд. Оба героя противостоят друг другу, но при этом взаимосвязаны:

Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. — говорит Воланд

Все в мире не так однозначно, бинарной оппозиции недостаточно — таков вывод автора. Поэтому официальное зло проявляет себя даже лучше, чем добро. Свет не принимает Мастера и Маргариту, он слишком категоричен. Остается самому Воланду решать судьбу влюбленных. Это заставляет задуматься о том, есть ли на светлой стороне место для людей? Не является ли она простой формальностью?

Нравственный выбор — не менее значимая тема. Каждый герой в романе встает перед выбором между добром и злом, правдой и ложью, смелостью и трусостью. Человек сам несет ответственность за то, какой путь выбрать и как творить свою судьбу, выбирая между добром-истиной и злом-ложью. Расплата всегда настигает его: Пилат страдал от своей трусости много лет, прежде чем освободился. Правда, его судьба заставляет подумать о том, насколько мстителен свет: Бог не простил Пилата, хотя тот давно раскаялся в содеянном. Его мучили сознательно, как Фриду из ада, а ради чего? Получается, для каждого человека за гранью реальности существует персональный ад. Но кто-то получает очищение и прощение, а кто-то — нет. Такова суровая сторона справедливости. Она жестока и неумолима.

Еще в романе мы можем прослеживать тему творчества, которое становится нежеланным гостем в советской Москве. Произведение Мастера осуждают бездарности, оно обречено на забвение. Автор разделяет судьбу того, что любит. Герой так живет своим произведением, что считает себя никем без него. Поэтому он безразличен к своему заключению в сумасшедшем доме. В мире, где нормой считается невежественный конформизм, Мастер — ненормальный. Искусство не терпит фальши и лицемерия мещанской среды и политического приспособленчества.

Темы романа вечные, они всегда актуальны и витают в наших головах по сей день. «Мастер и Маргарита» — очень многогранный роман, который можно перечитывать не один раз и находить в нем только новые детали, темы и проблемы.

Автор: Кристина Дрожжина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *