Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
(367 слов) Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» погружает читателя в тему судьбы, свободы воли и состояния человека через фигуру Григория Печорина. Структура романа, состоящая из взаимосвязанных историй с нарушенной хронологической последовательностью, отражает непредсказуемость самой судьбы. Печорин, байроновский антигерой, часто размышляет о том, что управляет его жизнью — судьба или его собственный выбор, что наполняет роман философским размышлением о личной воле человека и предопределенности его судьбы.
С самого начала над историей Печорина нависает судьба. Повествование, в котором безымянный офицер натыкается на дневник Печорина, еще больше укрепляет мысль о том, что его жизнь — это законченная книга; его судьба решена еще до того, как читатель с ним познакомился.
В «Тамани» Печорин случайно ввязывается в опасную контрабандную операцию и едва не погибает. Его запись в дневнике раскрывает его парадоксальные отношения с судьбой:
«Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».
Самое прямое столкновение Печорина с судьбой происходит в «Фаталисте», где он становится участником пари о том, предопределена ли смерть человека. Когда он сам переживает, казалось бы, неминуемую смерть, он размышляет:
«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?»
Но даже тогда он сопротивляется полному подчинению этой идее, сохраняя вызывающий индивидуализм. Его отношения с другими людьми также отражают эту напряженность. В «Княжне Мери» он манипулирует людьми с холодным расчетом, но его планы приводят к непреднамеренным страданиям. Он претендует на контроль над событиями, но в конечном счете не может избежать последствий своих действий — это говорит о том, что, хотя он и может определять свою судьбу, он не может полностью управлять ею.
Лермонтов не дает четкого ответа на вопрос, является ли Печорин жертвой судьбы или собственноручным виновником своих страданий. Вместо этого в романе судьба представлена как взаимодействие внешних сил и личного выбора. Трагедия Печорина заключается в его отказе принять любую из крайностей — он слишком рационален, чтобы полностью поверить в судьбу, и в то же время слишком разочарован, чтобы полагаться на собственные силы.
В конечном счете, беспокойная натура Печорина и склонность к саморазрушению делают его несчастливый конец неизбежным — не потому, что так хочет вселенная, а потому, что он не может избежать самого себя.
Автор: Миласлава Астафьева