Сочинение: Реальное и фантастическое в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

(357 слов) Николай Васильевич Гоголь знаменит своим уникальным литературным стилем, необычными сюжетами и запоминающимися героями.  Для своего времени писатель предложил оригинальный взгляд на вполне традиционный художественный жанр рассказа. Реально существующие проблемы человека и общества Гоголь раскрыл в полуфантастической прозе, наполненной гротескными образами и удивительными происшествиями. К подобным произведениям можно отнести и авторский цикл «Петербургских рассказов», и в частности, повесть «Шинель», написанный в 1842 году.

Данное произведение посвящено проблеме «маленького человека», чей характер раскрыт в образе мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина – доброго, безобидного человека, не отличающегося выдающееся силой характера и не обладающего какими-либо особыми способностями. Такие личности часто остаются незамеченными в обществе, их жизни со всеми радостями и горестями не привлекают внимания людей, не отзываются сочувствием в их сердцах. Для того, чтобы изменить это, Гоголь ставит «маленького человека» в центр повествования, создавая полуфантастический сюжет, рельефно представляющий главного героя и его повседневную жизнь.

Безусловно, реалистично описание жизни Башмачкина: монотонность служебной работы, нищета, отношение с сослуживцами. Реальным остается и главный сюжетный конфликт произведения – кража шинели и попытки героя вернуть ее. Даже реакция героя на произошедшее и грубый отказ высокого чиновника посодействовать его делу, а также страх, который испытал главный герой, вполне могли случиться и с другим человеком. 

Однако смерть героя, случившаяся скорее от испуга и отчаяния, чем от болезни, кажется нереальной, фантастической. В реальном мире вероятность такого исхода исключительно мала. Скорее всего, за всеми произошедшими событиями последовала бы обычная жизнь, отягощенная первое время  печалью и финансовыми неурядицами, но потом – вошедшая в привычное русло. Однако этот более «реальный» финал кажется не менее страшным. Абсолютное равнодушие окружающих к судьбе героя – жив он или мертв – поражает читателя. 

О своем существовании Башмачкин напоминает лишь после смерти, и возмездие «маленького человека» становится возможным только в мире  фантастическом; реальность не оставляет герою права на справедливость.

Таким образом, реальное и фантастическое в рассказе Гоголя «Шинель» неразрывно связаны между собой. Порой читателю тяжело определить, где реальность, а где фантастический вымысел. К чему отнести доведенное до абсурда, пустое, выхолощенное буквой существование «маленького человека» Акакия Башмачкина, а к чему – его бунтарское призрачное воскрешение? Гоголь мастерски использует сюжет и характеры, заставляя читателя задуматься: не возводим ли мы пустое и никчемное на пьедестал, упрощая по-настоящему важные вещи до фантазии, призрака, выброшенного из реальности нашего существования? 

Автор: Екатерина Озаровская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *