Сочинение: Тема Петра I в творчестве А. С. Пушкина

(495 слов) Тема Петра Первого, осмысление его реформаторской деятельности, всегда занимали особое место в пушкинском творчестве. Являясь сторонником просвещенной монархии, поэт постоянно обращался к образу Петра Первого как к историческому примеру прогрессивной политики. Особенно усилилось внимание к деятельности реформатора после разгрома декабристского движения.

В 1826 году поэт пишет стихотворение «Стансы», в котором рисует образ Петра, смело сеявшего просвещение. Также немного идеализировано представлены преобразования Петра и его подвижников в повести “Арап Петра Великого” и поэме “Полтава”. Пушкин полагал, что благодаря петровским реформам, русский народ вступил на путь просвещения, сохраняя свой самобытный и своеобразный исторический путь.

Однако понимание личности Петра I и его деяний у поэта было неоднозначным. С одной стороны, Пушкин понимает, что именно благодаря Петру Россия достигла столь высокого уровня развития. С другой стороны, являясь гуманистом, поэт осознает, какую цену заплатила родина за проведенные реформы. Особенно ярко эта двойственность отразилась в поэме “Медный всадник”.

В центре повествования произведения — петербургское наводнение, трагическая судьба бедного чиновника Евгения. Но основная проблема поэмы — личность и государство, с которой переплетаются и другие важные темы и образы в творчестве Пушкина (личность Петра I, судьба маленького человека, образ Петербурга, Россия и ее будущее).

В поэме важную роль играет символика, прежде всего — символика Медного Всадника. Начинается поэма с пролога. В нем Пушкин создает величественный образ Петра Первого, задумавшего создать новую столицу России. Его взор устремлен вдаль, он видит мысленно новый город, мечтает о будущем могучем государстве. Проходит сто лет — и мечта Петра, кажется, осуществилась: прекрасный город, символизирует воплощенную в камне волю Петра и связанный с ней образ новой России.

Однако первая часть поэмы показывает город с другой стороны — «омраченный Петроград», «осенний хлад», дождь и ветер. И в этом холодном, неуютном городе появляется герой поэмы — бедный чиновник Евгений с его прозаическими (по сравнению с думами Петра) размышлениями о бедности, деньгах, женитьбе. Его цель — получение «местечка», он ведет скромную и незаметную, как у всех, жизнь. Но и эти скромные мечты оказываются недостижимыми: во время наводнения погибает Параша, Евгений лишается цели в жизни. Безумный, никому не нужный, будет он бродить по улицам столицы. Для Евгения виновником всех его страданий оказывается Петр I, который построил город в устье Невы, руководствуясь геополитическими соображениями и не помышляя о том, сколько бед будут приносить наводнения жителям города.

В образе-символе «медного всадника» отражаются главные проблемы произведения. С одной стороны, конь и всадник — это воплощение огромной силы, исторической энергии деяний Петра, «властелина судьбы». Но к Евгению медный всадник «обращен спиною», он находится «в неколебимой вышине», герой поэмы видит его бездушным бронзовым кумиром, которому нет дела до жизни отдельного человека. Здесь заметен конфликт между общим и частным, между государством и личностью. Евгений со своей жалкой угрозой «Ужо тебе!» раздавлен могучей поступью медного всадника, но его угроза не повисает в воздухе, она звучит как предостережение и трагическое предвидение. Никакая воля властелина, никакая мощь государства не могут уберечь от катастроф, если они превращаются в самоцель, а не основаны на «лелеющей душу гуманности». Тогда движение вперед превращается в движение к бездне, и в поэме появляется вопрос, обращенный к будущему:

«Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?».

Автор: Анна Петухова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *