Сочинение: Судьба Мцыри в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова
(401 слово) В романтической поэме «Мцыри» автор много внимания уделяет различным элементам – от композиционных до художественных. Все это призвано показать читателю отношение Мцыри к месту своего «заточения» — монастырю, и к самой природе, к свободе, на которой ему удалось пробыть совсем недолго. Но описание тех трех дней, проведенных вне монастырских стен, занимают большую часть поэмы. В эти три дня герой проживает всю жизнь, что и отражено композиционно.
В. Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями <…> гармонирует с <…> несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Ямб очень ритмичен и довольно популярен у поэтов девятнадцатого столетия, и тот же напор, сокрытый в этом стихотворном размере, читатель видит и в герое романтической поэмы. С самого начала судьба его трагична – в детстве он был увезен с родины в монастырь, «без жалоб он» томился в монастыре, будучи тяжело больным. Монастырь воспитал в нем робость, скромность, некоторую одичалость. Но уже готовясь стать монахом, Мцыри убегает оттуда.
Герой очарован красотой природы. Он по-настоящему близок с ней – ему понятен ее язык, голоса деревьев, птиц, земли:
«Они шептались по кустам, / Как будто речь свою вели / О тайнах неба и земли; / И все природы голоса / Сливались тут…».
Свободный от стен край напоминает ему родные края, где он играл в детстве: такие же прекрасные и светлые, но откуда он волею судьбы был увезен, чтобы стать монахом. После побега он впервые переживает многие чувства: ярость борьбы, влюбленность. Но, повстречав молодую грузинку, он не беспокоит ее, так как его истинная цель – вернуться на родину.
Единение Мцыри с природой, его уподобление дикому зверю отчетливо прослеживается в кульминации поэмы. «Смертельный бой» с барсом, в котором он одерживает победу, оставляет на его груди «следы глубокие когтей». Но то буйство эмоций, которые переполняли героя во время битвы, неестественно для монастыря, неведомо монаху.
Природа и помогает Мцыри, и мешает. Она — и друг, и враг. Помогает герою бежать из монастыря («Когда гроза пугала вас, <..> / Я убежал»), но пугает его обрывами, заводит в лес, в котором тот сталкивается с барсом. Сам лес выводит Мцыри обратно к монастырским стенам, замыкая его путь, и сам герой чувствует, что его споры с судьбой напрасны – она «смеялась» над ним.
Сама кольцевая композиция говорит о поражении Мцыри. Его романтический идеал, главное его стремление – родимый край – остается недосягаемым, и в монастыре молодого монаха поджидает смерть. Но даже на смертном одре он просит похоронить его в саду, потому что Мцыри не просто очень близок к природе и своему краю. Он сам – часть природы, следующая ее законам.
Автор: Екатерина Ключникова