Сочинение: Багратион в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
(574 слова) Лев Николаевич Толстой был известным русским писателем и мыслителем. Одним из главных произведений Толстого является, конечно же, роман-эпопея «Война и мир«. Оно принесло небывалую славу Льву Николаевичу и остаётся популярным в наши дни не только среди русских читателей, но и среди зарубежных. На протяжении целых семи лет писатель создавал свой роман, завершив работу над ним в 1869 году. Автор изобразил историческую судьбу русского народа в событиях Отечественной войны 1812 года. Он поднял важные темы смысла жизни и предназначения, семьи, любви, долга, патриотизма, чести. В книге представлено множество персонажей. Образ князя Багратиона является одним из ярких образов, представленных в произведении. Рассмотрим характеристику героя поподробнее.
В образе Багратиона автор изобразил историческое лицо — известного военачальника Петра Ивановича Багратиона (1765-1812), внесшего большой вклад в освобождение России от иноземных захватчиков и погибшего от ранения на Бородинском поле. Перед читателем предстаёт невысокий человек, имеющий лицо восточного типа. Князь на момент повествования был уже зрелым воином и имел высокий чин в армии. Поэтому он был удостоен руководить Шенграбенским сражением. Читатель замечает, как мужественно Багратион выполнял долг героя войны. Он знал, что сражение — лишь отвлекающий маневр, который позволяет основным силам армии отойти подальше и избежать рокового боя. Поэтому он осознанно шел на жертву и был готов погибнуть, прикрывая отступление Кутузова. Это говорит о его смелости, исполнительности и патриотизме.
До начала кровопролитного сражения Толстой изобразил полководца очень уставшим и замученным. Казалось, что он равнодушно относится к событиям, которые происходили вокруг него. Однако ситуация претерпевает кардинальные изменения по мере того, как битва начала набирать обороты. Вся усталость Багратиона исчезла. У полководца восторженно загорелись глаза. Создавалось впечатление, что это совсем другой человек.
По своей натуре Багратион был невероятно храбрым и мужественным. Персонажу не была страшна никакая опасность. Герой не боялся встать в один строй с рядовыми солдатами. Он стремился поддержать позитивный настрой в армии. К полководцу относились с особым уважением за его героизм. Своим примером он демонстрировал, как следует сражаться. Чувствуя уверенность в победе, Багратион не боялся вести солдат в атаку.
Отважный полководец прекрасно осознавал, как правильно достигать поставленных целей. Если Багратион брался за какое-либо дело, то он обязательно его доводил до конца. В событиях на Шенграбене сначала казалось, что Багратион проявил некоторую пассивность. Однако это было не так. Полководец решил применить особую тактику в сражении. Он понимал, как мало значат его приказы в общей сумятице войны, но он сделал все возможное, чтобы дух солдат сломил врага и обратил его в бегство, как и произошло.
По мнению полководца, участвовать в военных советах было бессмысленным делом. Он утверждал, что это пустая трата времени. Багратиону были присущи решительность, настойчивость, твёрдость и честность, поэтому он хотел действовать, а не переливать из пустого в порожнее.
Лев Николаевич был убеждён, что выставлять напоказ героев нет никакой необходимости. Это связано с тем, что настоящие герои жертвуют собой не ради славы, она им не нужна. Они проявляют скромность, поэтому они и не заметны. Именно таким автор и показал Багратиона. Несмотря на то, что он является второстепенным персонажем, читатель замечает невероятный патриотизм героя и его огромное стремление к победе. Ему присуща скромность. Во время большого обеда в Москве князь говорит мало, не рисуется и не превозносит себя. Несмотря на то, что персонаж проявляет решительность в военных действиях, среди светского окружения он чувствует себя очень скованно. Багратион проявляет робость и застенчивость во время обеда, данного в его честь. Можно заметить, что полководцу было намного спокойнее ходить под пулями.
Можно утверждать, что в образе Багратиона Лев Толстой изобразил, безусловно, положительного персонажа. Благодаря этому герою произведение кажется более живым, красочным и насыщенным. Реальное историческое лицо делает повествование более реалистичным.
Автор: Виктория Комарова