Смешное и печальное в Митрофане (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

(393 слова) Образ Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» смешит и печалит публику уже не первое столетие. Многие критики уже высказались о том, что персонаж производит двойственное впечатление. С одной стороны, поведение перезрелого ребенка комично: ему почти 16 лет, а он все еще прячется за маминой юбкой. С другой стороны, очень грустно, что Митрофан бездумно копирует злонравие госпожи Простаковой. Он обречен повторить судьбу Скотинина, с которым его сравнивает мать. Обе грани образа Митрофана заслуживают более детального рассмотрения.

Комический эффект в пьесе «Недоросль» возникает за счет того, что взрослый юноша ведет себя как ребенок: 

«Мамушка, заслони меня!» (слова Митрофана, действие 2 явление IV) 

Абсурдно, что окружающие вторят ему и воспринимают его так, как будто он и есть «дите», которое нужно «нежить». 

«…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…» (отец о Митрофане, действие 1 явление IV) 

Взрослые люди оказываются в плену своих иллюзий и не видят, что Митрофан давно уже вырос и не является героем их сказки. Он лишен тех добродетелей, которые ему приписываются, зато имеет пороки, которые его родители игнорируют. Глупый и грубый юноша третирует слуг и учителей, прикрываясь материнским авторитетом, но семья делает вид, что ничего не происходит. Каждая отвратительная выходка Митрофана вызывает лишь одобрение. Порой кажется, что его родители видят происходящее в кривом зеркале. И с этого открытия начинается печальное восприятие образа. Такое воспитание без воспитания вредит юноше. Недоросль донельзя эгоистичен. Он не любит ни отца, ни мать по-настоящему и лишь использует их слепое обожание в своих целях. Гиперопека сделала Митрофана инфантильным себялюбцем, неспособным оценить себя адекватно. Ему кажется, что весь мир должен под него подстраиваться, как делают это слуги и родители. Литературные критики не раз писали, что герой ни к кому не испытывает теплых чувств, что доказывает жестокий финал комедии: Митрофан отвергает любовь матери, которая больше не имеет власти в доме.

«Привязанность его к матери не может быть прочна, потому что не имеет истинной нравственной основы. Эта любовь эгоиста, который проявляет чувство признательности до тех лишь пор, пока исполняются его прихоти.» (В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин» под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)  

Смешное и печальное в образе недоросля тесно переплетается. Митрофан нелеп и комичен, потому что глуп и несамостоятелен. Но его же поведение выглядит угрожающим, опасным, когда выходит за рамки устоявшейся иерархии семьи. Герой способен на настоящую жестокость, ведь отталкивает того человека, который посвятил ему всю жизнь.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *