Сочинение: Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе «Война и Мир» (+ таблица)
Многомудрый Литрекон написал не только краткое сочинение-рассуждение, посвященное сравнению Болконского и Безухова, но и таблицу, где Вы увидите подробную сравнительную характеристику двух героев.
(437 слов) Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» не просто так считается романом–эпопеей. В нем автор описывает невероятно большое количество персонажей, их судьбы и стремления. Особенно ярко это заметно на примере двух центральных мужских персонажей – Пьера Безухова и Андрея Болконского. Автор описывает их как близких друзей, несмотря на то, что мужчины сильно отличаются между собой. Особенно заметно это при сравнительном анализе их образов.
Даже в чем-то общем друзья различны. И Пьер, и Андрей являются героями, которые находятся в поиске своего места в жизни. Но Пьер наивен, он ищет свое место потому, что он молод и ему свойственен процесс поиска, в то время как Андрей Болконский ищет свой путь, которого не находит в светской жизни:
«Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти»
Андрею необходимо доказать своему властному отцу то, что он — достойный сын, а вот его друг не обременен высокими ожиданиями родственников. Можно сказать, что Пьер – баловень судьбы, а Андрей – искатель счастья. Поэтому Безухов — это мечтательный, несобранный, безвольный и несамостоятельный человек, который страстно отдается первому веянию, поглощающему его внимание. Так было с женитьбой на Элен, масонством и даже философией Платона Каратаева. Без духовного напутствия Пьер не может двигаться вперед, ему необходимо подчиняться. Совсем другой характер у Болконского: ему необходимо подчинять себе людей, как и его отцу. Неслучайно Андрею так нравится служба: там он ведет за собой солдат. В браке он столь же самостоятелен и непреклонен, и Лиза покорно слушалась его, хоть и не разделяла его идеалов. Любое влияние извне было противно Балконскому. Например, он нарочно искал плохие черты в Сперанском, возражал и спорил, потому что не хотел зависеть от его мнения. Так, автор изобразил в друзьях две крайности: лидера и ведомого, холерика и меланхолика, деятеля и мечтателя.
Пьер описывается не очень привлекательным, неуклюжим, но открытым и доброжелательным человеком, а Андрей – суров и замкнут, но при этом красив, воспитан и грациозен. Тем не менее, мужчин связывает крепкая дружба, в которой Андрей относится к Пьеру тепло, почти с отеческой любовью. Он дает неопытному Пьеру советы, пытается оградить от неприятностей, а Безухов поддерживает товарища в трудные минуты и не раз принимает его исповеди, после которых замкнутому и скрытному Андрею становится легче на душе. Оба героя дополняют друг друга, и в этом общении видны их схожие черты: доброта, благородство, справедливость и глубокий ум.
Оба персонажа ищут смысл жизни, оба являются лишними в обществе, в котором им необходимо жить. Поэтому автор позволяет этим героям личностно вырасти и прийти к искомой истине. Пьеру удалось найти свое счастье в семье и заботах об отечестве, в то время как судьба Андрея сложилась печально – свою истину он понял тогда, когда было уже поздно. И все же оба героя нашли свое место в жизни.
критерий оценки | андрей болконский | пьер безухов |
отношение к светскому обществу | презирает общество, стремится держаться от него подальше, но в то же время не может полностью дистанцироваться от него, то и дело возвращаясь в высший свет, но делая это только по практической надобности. | сначала попадает в силки общества, не может из него выбраться, осознавая его порочность, но в финале делает выбор в пользу семьи и дистанцируется от высшего света. |
поиск себя | ищет свое место в жизни: сначала на войне, потом в хозяйстве, затем в политической деятельности, после в женитьбе, но в итоге попадает в водоворот войны и гибнет от раны. перед смертью находит себя в любви и прощении. | ищет свое место в жизни, но постоянно ошибается, как и князь андрей: женится ни на той женщине, увлекается масонством, делает пустые и вредные преобразования в хозяйстве, пытается убить наполеона, но в итоге обретает гармонию с собой в плену в обществе платона каратаева. |
отношение к любви | андрей тяготится обществом жены, но после ее потери ощущает себя стариком, неспособным к жизни. чувства в нем пробуждает наташа, но он не в силах простить ее измену.
таким образом, андрей любит горячо и преданно, но бескомпромиссно. не видя идеала в любимой, он становится равнодушным и уставшим.
|
пьер любит тайно и бескорыстно, ведь чувства к наташе созревали в нем давно. однако у него недостаточно воли для чувства, поэтому он женится на элен, не любя ее. потом он едва решается предложить руку и сердце наташе, потому что он очень не уверен в себе. |
отношение
к хозяйству
|
андрей мыслит рационально и конкретно, поэтому без лишних слов делает то, о чем мечтает пьер — отпускает часть крестьян на свободу и облегчает остальным бремя труда. | пьер наивен, поэтому управляющие часто обманывают его. вместо преобразований они лишь создают видимость перемен, а неопытный пьер не в состоянии проверить качество их работы. |
отношение
к наполеону
|
сначала он восхищается великим человеком, но после аустерлица разочаровывается в кумире. | сначала пьер горячо защищает наполеона в светских кругах и поддерживает его демократическую деятельность, но после нападения на россию начинает ненавидеть его и считает наполеона причиной всех бед европы. |
отношение
к войне
|
андрей становится деятельным и смелым полковником и чувствует себя комфортно на фронте. | пьер, находясь посреди бородинского сражения, приходит в ужас от жертв войны и теряется, как ребенок. |
отношение
к политике
|
андрей пытается повлиять на политическую ситуацию, принимая участие в деятельности сперанского | пьер становится участником тайных кружков в эпилоге. он принимает участие в деятельности декабристов. |
отношение к народу | герой облегчает жизнь своих крестьян в богучарове, но не вникает в их менталитет, поэтому его реформы еще больше расшатали их дисциплину, и те же крестьяне отказались вывозить марью из оккупированной территории. | пьер тоже сначала не понимает народ, но отчаянно пытается постичь его мысли и чувства. поэтому реальным духовным наставником пьера становится простой солдат платон каратаев. в финале герой гораздо ближе к народу, чем в начале. |
отношение к семье | в своей семье с лизой андрей был главным и решал за всех. он редко беседовал с женой на серьезные темы и не посвящал ее в свои дела. однако он не нашел счастья в таком положении. | в семье пьера жена помыкала мужем, не отпускала его от себя, но в то же время она угадывала и делала то, что хотел он сам. пьер, по словам наташи, весь принадлежал ей и детям. однако когда он был среди семьи, сама же супруга вела себя «как рабыня», подстраиваясь под желания мужа. был счастлив. |
отношение
к детям
|
андрей ухаживал за сыном и любил его, но в то же время он не мог все время проводить рядом с ним, так как все же скучал в деревне без дела. | безумно любил детей и участвовал во всех их играх. был добрым и мягким отцом, балующим детей. |
Автор: Ксения Алексеева