Романтизм в балладе В. А. Жуковского «Светлана»
(324 слова) Баллада В. А. Жуковского «Светлана» является одним из ярчайших произведений русского романтизма. В ней отражены характерные черты этого направления: внимание к внутреннему миру героя, соединение реального и фантастического, загадочность, образность, обращение к чувствам, к народной культуре и религиозной вере. Романтический характер произведения проявляется как в сюжете, так и в художественных образах.
Прежде всего романтизм выражен в образе главной героини. Светлана — нежная, чистая и верная девушка. Ее любовь не знает сомнений: она тоскует по жениху, от которого давно нет вестей, но не перестает надеяться и молиться за его возвращение. Для романтизма характерно изображение чувства как силы возвышенной и глубокой, и в сердце Светланы оно действительно становится смыслом жизни. Её печаль — тихая, светлая, проникнутая верой, а не отчаянием.
Другая важная черта романтизма — мистичность и соединение реального с фантастическим. В балладе обряд святочного гадания становится мостом между земным миром и миром тайн. Светлана садится у зеркала, и именно в это мгновение реальность растворяется: начинается пугающее и символичное видение. Вьюга, безмолвный жених, мрачная церковь с гробом, хижина со смертью — все это страшные образы, рожденные тревогой её души. В романтизме сон и видение часто становятся способом раскрыть внутреннее состояние героя, и сон Светланы — это воплощение ее страха потерять любимого.
Однако романтизм в балладе Жуковского не мрачен. Важнейший мотив произведения — вера как свет спасения. Даже в пугающем сне Светлана не забывает молиться, ее сердце тянется к Богу. Белый голубок, появляющийся в кульминационный момент, становится символом небесной защиты и любви. Вера побеждает страх, и страшное видение рассеивается, как туман перед солнцем.
Финал баллады также пронизан романтическим светом. Жених возвращается, и счастье становится реальностью. Жуковский заключает произведение нравственным выводом:
«Лучший друг нам в жизни сей —
Вера в провиденье».
Таким образом, романтизм в «Светлане» проявляется в изображении возвышенного чувства любви, в показе внутреннего духовного мира героини, в соединении реальности и мистического сна, в высокой символике и музыкальности образов. Светлана — романтический образ чистой души, которая проходит через испытание страхом, но сохраняет веру. И именно эта вера приводит её к светлому пробуждению и исполнению любви.
