Сочинение: Характеристика Хлестакова в пьесе «Ревизор» (+ таблица)

В комедии «Ревизор» Иван Хлестаков является главным героем. Его цитатная характеристика с таблицей поможет лучше понять суть произведения. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(371 слово) Хлестаков – главный персонаж комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Эта одна из наиболее узнаваемых пьес писателя, которая затрагивает важные социальные темы, а образ Хлестакова помогает раскрыть главную мысль Гоголя. Он же является катализатором действия пьесы.

Хлестаков выглядит очень притягательно. Это молодой и стройный юноша, очень подвижный и неспокойный, довольно эмоциональный. Он излишне худой, но всё равно привлекает к себе много внимания, даже носик у него был «милым». У Хлестакова каштановые волосы и бегающий взгляд, часто смущающий даже уверенных людей. Он одет по последней Петербургской моде, его одежда всегда вычищена до блеска.

Иван Александрович Хлестаков – молодой помещик. Он едет к родителям в поместье, но по пути знатно проигрался в карты. Чиновники уездного городка принимают его за ревизора и торопятся показать ему город и все государственные учреждения, городничий приглашает его в гости, где Хлестаков ухаживает то за его женой, то за дочерью, на которой потом пообещает жениться, но обещание это не сдержит и уедет.

Хлестакову примерно 23-24 года, но он никак не продвигается по службе. Он занят переписыванием бумаг, но явно не стремится получить должность повыше. При этом Иван любит дорогую, роскошную жизнь, обожает хорошо поесть, не мыслит своей жизни без Петербурга.

Характер героя ветреный и легкомысленный. Прежде всего, стоит отметить, что Хлестаков очень любит врать и приукрашивать. Рассказывая о своей службе в Петербурге семейству городничего, он явно лжет, ведь, по словам Хлестакова, он находился с Пушкиным «на дружеской ноге», сочиняет пьесы и другие литературные произведения, пользуется уважением на службе. На самом деле всего этого в его жизни нет. У него «необычайная легкость» в мыслях, по его же словам. Хлестакова нельзя назвать очень умным человеком, потому что он не сразу догадывается, за кого его принимают, а после не торопится уезжать, хотя даже его слуга советует сделать это. Он самовлюблен, любит, когда его хвалят и им восхищаются, как это делают, например, жена и дочь городничего. Хлестаков довольно наглый, он откровенно вымогает взятки «взаймы» у чиновников города.

Многие критики недоумевали, как опытные коррупционеры и воротилы города не поняли, что перед ними обманщик и ничтожество. Однако в этом и заключается главная шутка Гоголя: даже в столице высокие должности достаются по блату, поэтому не было ничего удивительного в том, что ревизором назначили глупого и хвастливого молодого человека, ничего не смыслящего в делах, зато одетого по последней моде.

Вариант 2: Подробнее

(397 слов) Иван Александрович Хлестаков – центральный образ пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», персонаж истинно комический, на котором держится вся интрига, всё действие произведения. Его характеристика чрезвычайно важна для понимания комедии и её анализа.

Традиционно для драматических жанров, в которых не предусмотрены развёрнутые портретные описания, поскольку авторские замечания в пьесах ограничены лишь краткими ремарками, о внешности молодого дворянина-чиновника нам не известно практически ничего, кроме того, что Хлестаков – определённо человек «приятной наружности». В сущности, его внешние данные читателям и не важны, поскольку вся суть его образа связана с характеристикой его внутреннего мира и поведения.

Итак, Хлестаков напоминает классический для мировой литературы образ плута-проходимца: он ветреный, склонный ко лжи, азартный, легко увлекающийся, легкомысленный, при этом обаятельный и довольно воспитанный, что в целом объясняется его социальным положением. Комизм «Ревизора» держится на лжи Хлестакова, завравшегося до совершенно неразумных, гротескных пределов. Он хвастается своим мнимым положением ревизора, несуществующим почётом в высшем свете и нереальными огромными богатствами перед провинциальными чиновниками и городничим, которые от раболепного страха перед ним едва ли соотносят его ложь с вероятной реальностью. Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики», да ничего не видят», и это отлично иллюстрирует Николай Васильевич Гоголь, изображая перепуганных чиновников. Городничий, по-своему неглупый человек, едва ли отдаёт себе отчёт в том, насколько близки слова Хлестакова к действительности, однако понимает, что, если бы хотя бы половина из них является правдой, чиновникам несдобровать. Главной ошибкой действующих лиц является подмена фактов, ошибочное принятие Хлестакова за действительного ревизора.

Интересно, что для трактовки образа Ивана Александровича важно упомянуть о «миражной интриге». Этот термин впервые использовали литературные исследователи и критики А. Григорьев и Ю. Манн по отношению к произведению Н.В. Гоголя «Ревизор». Суть «миражной интриги» заключается в том, что завязка комедии основана на ошибке, а Хлестаков как главное действующее лицо не столько подлый плут, сколько обыкновенный безобидный любитель прихвастнуть, подхваченный водоворотом событий. Бобчинский и Добчинский ошибочно принимают его за ожидаемого в скором времени в городе N чиновника-ревизора и быстро распространяют этот слух среди всех чиновников. От Хлестакова, случайно оказавшегося в этом городе, просто ускользает понимание происходящего. Он начинает врать просто из желания похвастаться тем, чего на самом деле не имеет, помечтать вслух. Даже когда чиновники на грани сумасшествия начинают давать ему деньги, он простодушно их принимает, не осознавая, что это взятки.

Таким образом, в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» не герой ведёт действие, как это обыкновенно бывает, но действие ведёт героя, и Хлестаков остаётся не расчётливым лжецом, а безобидным хвастунишкой.

Таблица: Черты характера Хлестакова

Черты характера Хлестакова Цитаты
Лень и несобранность

делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…

Расточительность

А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему? Не так ли?..

Лживость и стремление рисоваться на публике

Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт‑Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню…

Легкомыслие и любовь к женскому полу

Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?..

Самолюбие и желание понравиться

По моему мнению, что нужно? Нужно только, чтобы тебя уважали, любили искренне, – не правда ли?..

Трусость и малодушие

У дверей вертится ручка; Хлестаков бледнеет и съеживается…

Безукоризненные манеры и фанфаронство

Сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое…

Его жизненные идеалы сводятся к радости потребления

Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия…»

Глупость и необразованность

Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли.

Отношение автора к Хлестакову

несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.

Автор: Кристина Вергара

Читайте также:

1 комментарий

  1. Вика:

    Спасибо большое вы мне очень помогли! 😁

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *