Сочинение: Петербург в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)
(577 слов) Ещё В.Г. Белинский, известный русский критик, назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Так почему же, тоненькое восьмиглавое издание книги принято считать энциклопедией и справочником? А.С. Пушкин создал поистине неповторимое, не имеющее аналогов творение, описывающее жизнь, быт, уклад мыслей всех слоёв общества России начала девятнадцатого века. В романе описаны дворянство Москвы, высшая элита Петербурга и даже жизнь помещиков в деревне. В итоге, мы получаем целостную картину эпохи, в которой одна из главных ролей отдана столице. Жизнь в Петербурге в романе «Евгений Онегин» представлена пестрым калейдоскопом развлечений, в котором, тем не менее, не хватает главного — хоть одного искреннего чувства.
Уже после знакомства с главным героем произведения Евгением Онегиным, читатель в состоянии составить типичный распорядок дня молодого дворянина девятнадцатого века, проживающего в столице. Сперва юноша одевается в лучшие наряды, соответствующие моде Петербурга. Далее он разбирает приглашения с визитами на вторую половину дня:
«Бывало, он еще в постели:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут».
Ежедневными традициями молодых дворян были прогулки.
«…Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар…»
Данные променады несли в себе лишь показной характер. Каждый «выгуливал» свой новый образ, показываясь перед высшим светом, набивая себе цену. Петербург на все закрывал глаза, но только не на бедность. Обеды в лучших ресторанах города, переодевание к вечернему развлечению, посещение бала (чаще всего с опозданием) и отход ко сну уже под утро — такой образ жизни характеризует Санкт-Петербург того времени. Суета большого и богатого города позволяла дворянам испробовать самые разные наслаждения, однако пресыщенность вскоре многих из них вгоняла в тоску, как и главного героя романа.
И хоть он был повеса пылкий,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
Интересно, что почти все развлечения российской столицы позаимствованы из-за рубежа. В ресторанах Онегина ждут трюфели и вина из французской кухни и «Страсбурга пирог нетленный». Зрители шикают на Федру или Клеопатру, а вызывают Моину. В театре все традиции и постановки тоже иностранные, поэтому автор поминутно переключается на французский язык, чтобы назвать тот или иной термин: «Готов охлопать entrechat». В русском языке для этой жизни нет даже имени. Столица России облачена в европейские одежды и отчаянно пытается изжить из себя все отечественное и национальное. Русский человек не узнал бы в этом городе своей страны, но элита, напротив, стесняется своего происхождения, и потому Онегина, как и многих его товарищей, с малолетства воспитывают французы. Также автор в своих рассуждениях подмечает, что высший свет столицы погряз в духовной нищете, а мнение о человеке напрямую зависит от его социального статуса. Богач с хорошими связями будет героем своего времени, несмотря на умственную ограниченность и безнравственность:
И все же А.С. Пушкин искренне любит родной Петербург, город, который прославился деятелями искусства, декабристами и своей историей. Столица всегда покоряет наблюдателя своей живостью и энергией. Не все, подобно дворянам, упиваются праздностью. Ради обеспечения этой праздности работают тысячи человек:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужденный.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтинка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
Образ Петербурга в романе «Евгений Онегин» можно назвать двойственным. С одной стороны, автор признает, что праздная суета города надоедает, и ему не хватает русского духа. С другой стороны, описание столицы светится добрым юмором. Поэт, говоря о нем, оптимистичен, а не огорчен. Красота, активность и веселье Петербурга время от времени очень необходимы человеческой душе, но на постоянной основе легко приедаются и даже развращают личность.
Автор: Полина Чернышова