Сочинение: Петербург в повести «Невский проспект» (Н.В. Гоголь)

(343 слова) Петербург в русской литературе — отнюдь не просто место действия, не просто город, на фоне которого разворачиваются события. Петербург – это отдельный, глубокий и очень насыщенный образ, символ и одновременно персонаж, который существует и действует на равных с остальными участниками повествования. Образ северной столицы, начиная с XVIII века и до наших дней, используется в произведениях многих известнейших писателей: Достоевского, Толстого, Белого и других, но прародителем данного образа стал именно Николай Васильевич Гоголь, выпустивший сборник «Петербургские повести».

Повесть «Невский проспект» этот сборник открывает, поэтому неудивительно, что Петербург здесь представлен особенно ярко. Начиная с первых строк, автор как бы знакомит нас с городом, описывает его через главную улицу – Невский проспект, который вполне можно назвать лицом Петербурга. Здесь дается нам описание «пары хорошеньких глазок» и «прекрасного греческого носа», бегающей по городу улыбки, гордо вышагивающих бакенбард. Представляется нам и общий внешний вид проспекта: шляпки, картузы, платья различных материй, талии и горделивые осанки. Согласитесь, это же типичнейший портрет персонажа, что еще раз подтверждает мысль о роли Петербурга как действующего лица в произведении.

Если есть описание внешности, должно быть и описание характера. Что говорит нам об этом Гоголь? «О, не верьте вы этому Невскому проспекту». Он очень коварен, самолюбив. Он готовит сюрпризы и испытания всем своим гостям. Он полон неожиданностей и желания испытать каждого, кто встречается на его пути.

Более того, у Петербурга, точнее у Невского проспекта как главной его части, есть не только облик и характер, но даже и расписание. В четко отведенные часы он принимает посетителей: с раннего утра – работники и сонные чиновники, в полдень наступают «педагогические часы» — приходят гувернеры с детьми, ближе к двум – родители этих детей или дамы с подружками. Где-то в четыре часа Петербург берет передышку, отдохнуть от этих постоянных посещений, но с наступлением сумерек вновь встречает, словно пожаловавших к обеду, студентов, почтенных стариков, солдат и других жителей города.

«Невский проспект» как повесть только задает начало развитию образа Петербурга в русской литературе. Здесь он еще молод, но уже вполне ярок и состоятелен.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, мы можем подтвердить тезис о том, что Петербург – не место действия, а его участник, с равными правами и значимостью.

Автор: Анна Шиганкова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *