Проблемы в повести «Бедная Лиза» (Н.М. Карамзин)
(396 слов) Ключевым приёмом построения сюжета сентиментальной повести «Бедная Лиза» Николай Михайлович Карамзин избрал столкновение противоположностей, игру контрастов, антитезу. В его истории духовная чистота противостоит нравственному падению, бесчестию; искренняя любовь – игре с чужими чувствами; внешний лоск при внутреннем моральном уродстве – прекрасной чистой душе при внешней бедности. Автор мастерски раскрывает все эти проблемы с помощью противопоставления образов и характеров бедной крестьянки Лизы и обеспеченного дворянина Эраста.
С одной стороны, в центре сюжета – Лиза – юная девушка, которой пришлось рано повзрослеть, ухаживая за больной матерью и зарабатывая на жизнь продажей цветов. Н.М. Карамзин едва касается описания её внешности, отмечая её лишь несколькими эпитетами, – читателю достаточно понять, что перед ним красивая, но бедная героиня. Её портрету уделяется совсем немного внимания, поскольку для автора гораздо важнее показать её внутренний мир. Читатель видит перед собой кристально-чистую, светлую, ангельскую душу, способную только на искренние чувства, и совершенно не важно, что душа эта принадлежит человеку из простого народа. «И крестьянки любить умеют!», – провозглашает Н.М. Карамзин в финале.
С другой стороны, всё средоточие низости, бесчестия и жестокости автор повести воплотил в образе дворянина Эраста, возлюбленного Лизы. Поначалу его истинный характер не был заметен – девушка полюбила его со всей силой своей души, и читатель мог видеть и чувствовать лишь её любовь. Даже природа будто пела и радовалась вместе с юной Лизой – это весьма характерная черта сентиментализма. Однако вскоре Эраст разрушил иллюзии и изменил крестьянке, которую называл любимой, женившись на богатой вдове. Автор раскрывает проблему предательства и его губительной силы. Лиза утопилась в пруду не столько потому, что её возмутил сам поступок дворянина, сколько из-за того, что она поняла, что он не любит её и вряд ли когда-то любил. Гораздо больший эффект на неё произвела не измена – Лиза испытала шок после диалога с Эрастом, когда тот дал ей деньги, как будто оплатил ее любовь. Следовательно, всё время Эраст лишь развлекался, играл светлыми чувствами. Отношение автора к своему персонажу очевидно – Н.М. Карамзин винит мужчину в смерти невинной девушки; его поступок не имеет оправдания в своём бесчестии, низости, моральном уродстве. Именно здесь противопоставление достигает апогея – чистая душа небогатой крестьянки Лизы погибла из-за нравственно павшей, духовно-грязной, порочной натуры Эраста, променявшего светлую и искреннюю любовь на внешний лоск и безбедную жизнь.
Таким образом, Николай Михайлович Карамзин поднимает в «Бедной Лизе» множество проблем от истинной и ложной любви до несовместимости чистой и порочной душ, превосходство по значимости внутреннего мира над внешним обликом, и все они раскрываются через противопоставление двух главных персонажей – Лизы и Эраста.
Автор: Фаина Раневская