Аргументы к сочинению 15.3 на тему: Жизненные ценности (ОГЭ по русскому языку)

Шедевры русской художественной литературы являются образцами нравственности и чистоты устремлений человеческой души. Не зря уже в произведениях двенадцатого века мы видим, что главными жизненными ценностями для героев являются семья, любовь и служение Родине. Перед вами список аргументов для сочинения-рассуждения 15.3 на ОГЭ по русскому языку, которые помогут ответить на вопрос о том, что такое жизненные ценности. Многомудрый Литрекон подобрал их, учитывая все критерии оценки работы.

  1. Честь и достоинство – главные жизненные ценности для купца Калашникова из произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Опричник Кирибеевич из рода Скуратовых влюбился в жену купца и, не считаясь с законами чести, опозорил ее на глазах у всей улицы. Купец Калашников не мог не отомстить опричнику за то, что тот совершил. Он вышел на рукопашный бой с Кирибеевичем и прямо на глазах у Ивана Грозного убил безнравственного опричника. За это он поплатился собственной головой, однако не предал свои жизненные ценности.
  2. В русской художественной литературе есть множество героев, для которых накопление стало единственной жизненной ценностью. Например, Барон в произведении А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» — пока сын его, рыцарь Альберт, изнемогал в нищете, не имея возможности приобрести ни шлем, ни гнедого коня, Барон сидел над своими сундуками и разговаривал с золотыми монетами. Все свои устремления он направил на накопление денег, забыв о собственном сыне, и окончательно погрязнув в скупости. Перед смертью барон думал только о сундуках с золотом, которые и были его единственной ценностью в жизни.
  3. Важнейшей жизненной ценностью для Алексея Берестова из произведения «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина была любовь. Несмотря на множество поклонниц, молодой Алексей искренне полюбил крестьянку Акулину, на самом же деле переодетую дочь помещика Елизавету Муромскую. Поэтому он с болью отреагировал на предложение отца о женитьбе на дворянке. Молодой Берестов не мог отказаться от своих жизненных и нравственных ценностей, поэтому был готов к решительному отказу, однако судьба наградила его истинным счастьем – крестьянка и дочь помещика, за которую его сосватал отец, оказались одной и той же девушкой.
  4. Противопоставление жизненных ценностей Тараса Бульбы и его сына Андрия — одна из важнейших проблем произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Тарас Бульба, воспитанный Запорожской Сечью, считал главным в жизни защиту родины, в то время как единственной ценностью для молодого Андрия была любовь. Это поразительное отличие заставило отца и сына оказаться по разные стороны баррикад. То, что для Андрия было спасением любимой девушки, для Тараса стало предательством, потому он безжалостно убил своего сына. Юноша пал с мыслями о прекрасной полячке. Однако в скором времени произошла последняя битва храброго Тараса Бульбы – и, умирая от рук поляков, он думал о судьбе своих казаков.
  5. Вспомним произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Основной жизненной ценностью Лизы, главной героини произведения, была любовь: сначала к отцу и матери, затем к молодому дворянину Эрасту. Её любовь была бесконечно велика и составляла основу всех мыслей и устремлений, однако чувства Эраста, поначалу нежные и искренние, не были столь высоки. Прошло время, он уехал на войну и предал Лизу – его обман стал последней болью в её жизни, и героиня бросилась в воду.
  6. Рассказ «Хорь и Калиныч» И.С. Тургенева повествует о судьбе двух крестьян с совершенно разными подходами к жизни. Хорь – мудрый, благоразумный крестьянин, его главной ценностью является дом, разумное обогащение и созидание, в то время как Калиныч – мечтатель, для которого самым важным в жизни предстает природа со всей ее неповторимой красотой. Так, Хорь усердно занимается домашним хозяйством, а Калиныч постигает чудеса природы и наслаждается ее красотами. Можно сказать, что в двух этих ценностях выражается душа настоящего русского крестьянина – трудолюбивого и восхищенного своей родиной.
  7. Вспомним, например, произведение А.С. Пушкина «Цыганы». Беглый преступник Алеко и цыганка Земфира видели любовь важнейшей ценностью в жизни, однако куда важнее для Земфиры была свобода, даже в чувствах. Но Алеко считал, что в любви люди должны принадлежать друг другу, быть вместе всегда. Столь разные взгляды привели его к роковому решению – узнав об измене Земфиры, он убил её и её любовника. Алеко был изгнан цыганами и оставлен в одиночестве. Автор говорит о том, как далеки души и ценности кочующих по миру цыган и тех, кто привык годами жить в «цивилизации».
  8. Важнейшими жизненными ценностями для Татьяны Лариной из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» были семья и нравственный долг. Полюбив Евгения Онегина, она была готова отдать ему свою душу, потому написала ему письмо с искренним признанием в своих чувствах. Однако Евгению была чужда семейная жизнь, поэтому он отказал молодой Татьяне со словами, что любит её как сестру. Прошло время, героиня вышла замуж, и при новой встрече Онегин увидел не мечтательную девушку, а светскую даму. Этот образ покорил сердце мужчины, и уже он пишет ей письмо, однако получает отказ: Татьяна ещё любит Евгения, однако нравственная ценность семьи стоит для нее выше беспечной любви.
  9. Иногда неправильно поставленные жизненные ценности приводят к потере нравственности и здравого смысла. Примером этого является Плюшкин из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Поставив единственной целью накопление богатств, он потерял друзей и семью, не желая тратить ни копейки. Бесконечное накопление стало потребностью и страстью, Плюшкин потерял меру и собирал ненужный хлам, морил голодом себя и своих крестьян, складывая огромные запасы в склады, на которых они гнили. Жизненные ценности помещика погубили его, сделав Плюшкина «прорехой на человечестве».
  10. Такие жизненные ценности как служение государству, честь и достоинство, находят отражение в монологах Чацкого, героя произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума». Он противопоставляется фамусовскому обществу, где ценятся чинопочитание, необразованность и затхлость идей. Его устремления и идеи враждебны старому дворянству в лице Фамусовых, поэтому речи Александра остаются непонятыми и неосмысленными. Молодого Чацкого признают сумасшедшим, однако он не отступается от своих ценностей.

Автор: Дарья Маковеева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector