Наказанные в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)
(456 слов) «Мастер и Маргарита» – культовый роман Булгакова, где Сатана посещает Москву 1930-х годов, обнажая человеческие пороки. Воланд и его свита наказывают лицемеров, взяточников и трусов, показывая истинную суть людей. Произведение соединяет сатиру, мистику и глубокую философию о вечных ценностях и человеческих слабостях. В романе М.А. Булгаков создал галерею героев, каждый из которых страдает определёнными несовершенствами и получает за них соответствующую расплату. Рассмотрим ключевых персонажей и их грехи через булгаковскую призму.
Например, Михаил Берлиоз олицетворяет главный грех – гордыню и атеизм. Он самоуверенно поучает Ивана Бездомного, что «Иисуса не было», проявляя интеллектуальную гордыню. Также Берлиоз манипулирует сознанием масс. Как глава литературной организации, он формирует идеологически «правильное» искусство, подавляя свободу мысли. Он приучает людей к поверхностному, бездуховному мировоззрению. За свои пороки он расплатился смертью под колесами трамвая. Его грех не просто в неверии, а в агрессивном навязывании этой позиции другим.
Также Иван Савельевич Варенуха, администратор Варьете, воплощает в романе несколько пороков. Он постоянно обманывает людей, прикрывая бездействие руководства театра. Он груб с посетителями и насмешлив с коллегами, проявляя цинизм. Варенуха участвует в системе лицемерия. Как часть бюрократической системы Варьете, он покрывает хаос и беспорядки вместо того, чтобы честно выполнять свои обязанности. Его наказание – превращение в вампира-подручного Воланда. Его кусает Гелла, и он становится мертвецом-приспешником нечистой силы. После укуса он стал нем как рыба, что символизирует «очищение» через шок.
Отметим, что Никанор Иванович Босой, Степа Лиходеев грешили корыстью и взяточничеством, буфетчик Соков – чревоугодием, Иван Бездомный – трусостью, Латунский – лицемерием и приспособленчеством. Все они были наказаны, но исключительно после того, как потворствовали своим слабостям. Например, если бы Босой отказался от взятки, его бы никто не подставил. Если бы Латунский не был лицемером и приспособленцем, его квартира не была бы разгромлена.
Мастер и Маргарита тоже не были безгрешными. Порок мастера проявлялся в слабости – он сжег роман, не выдержав давление со стороны литературных критиков, и в отчаянии – отказ бороться за свои рукописи. Его наказанием послужило нахождение в сумасшедшем доме. Грех Маргариты представлен в продаже души дьяволу. Она самостоятельно и осознанно пошла на эту сделку. Ее расплатой стали боль и унижения на балу Сатаны. Влюбленные грешны, но их страдания и любовь искупают вину, тем самым они заслуживают покой как награду.
Понтий Пилат олицетворяет порок – трусость. Из-за его страха перед Кесарем был казнен невинный Иешуа. Наказанием Пилата послужили 2000 лет мук совести, то есть вечный диалог с казненным. Этот грех показан как символ, что трусость – худший порок, ведущий к вечным страданиям.
Философия наказания у Булгакова показана с нескольких сторон. Во-первых, Москва 1930-х – символ общества, где пороки стали нормой, потому кары Воланда выглядят как «восстановление справедливости». Во-вторых, наказание соответствует греху (трус мучается вечно, лжец теряет голову). В-третьих, искренние страдальцы (Мастер, Маргарита) получают прощение.
Роман показывает мир, где царит ложь, алчность и страх, обречён на хаос. Но даже в нём есть место свету – искусству (Мастер), любви (Маргарита) и прощению (Иешуа).
Автор: Анастасия Соколова