Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

(478 слов) Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается одним из шедевров русской классической литературы, своеобразной «библией русской интеллигенции». Свою популярность произведение снискало во многом благодаря яркой галерее самобытных персонажей, выведенных автором в центр повествования. Особый интерес вызывает личность Ивана Бездомного – с него, по сути, начинается роман – им же он и заканчивается. Этот герой во многом связывает все три линии романа – реальную, фантастическую и историческую. На протяжении всего повествования читатель наблюдает за изменениями, происходящими в душе Ивана Бездомного, его поисками собственного «я» и, в конце концов, видит его нравственное перерождение.

Действительно, создаётся впечатление, что этот герой в начале романа и он же – в финале – два абсолютно разных человека. С первых страниц «Мастера и Маргариты» на нас смотрит плечистый юноша с рыжеватыми вихрами, одетый как попало: заломленная на затылок клетчатая кепка, ковбойка, «жёваные» брюки и чёрные тапочки. Двадцатитрехлетний поэт ведёт себя вызывающе до смелости и смело до грубости. Это типичный представитель первого советского поколения: посредственный поэт с непомерным гонором и кричащим псевдонимом, невежественный и крайне агрессивный. Его грубость заметна сразу, уже в разговоре с Воландом на Патриарших прудах – уже тогда он ведёт себя развязно и неуважительно по отношению к «загадочному иностранцу».

Интересно, что литературоведы до сих пор не пришли к единому мнению о реальном прототипе Ивана Бездомного. Некоторые исследователи полагают, что им мог стать сам Сергей Есенин в начале своей поэтической карьеры. Другие склоняются к тому, что это мог быть «мелкотравчатый», малоизвестный поэт из есенинского окружения, например некий Иван Приблудный (здесь на сходство намекает псевдоним поэта). Однако доподлинно о реальном прототипе Ивана Бездомного ничего не известно.

Так или иначе, в начале романа этот персонаж кажется отталкивающим и незначительным. Однако встреча с Воландом и все последующие события оказываются роковыми в судьбе Ивана Бездомного. После трагической гибели Берлиоза под колёсами трамвая молодой поэт, как и предсказывал Воланд, попадает в психиатрическую клинику профессора Стравинского – рассказ бездомного о загадочном «иностранном консультанте» все считают бредом сумасшедшего. Никто не верит в то, что Иван действительно случайно соприкоснулся с фантастическим миром.

В какой-то момент сам Бездомный начинает думать, что сходит с ума. Однако огромное значение для него имеет встреча с Мастером, лежащим в соседней палате. Именно от него Иван узнаёт о том, что на самом деле произошло, и о том, кого он встретил в московском парке («Вчера на Патриарших вы встретились с Сатаной»). Иван становится верным и внимательным слушателем, которому Мастер поверяет главную тайну своей души – историю любви с Маргаритой. И именно Мастеру Иван даёт искреннее обещание – никогда больше не писать стихов.

Таким образом, произошедшие в жизни героя события толкают его на переосмысление всей своей жизни и решительные изменения. После прощания с Мастером и Маргаритой в палате психбольницы поэтишка Иван Бездомный выходит из неё Иваном Николаевичем Понырёвым, становится профессором философии и женится. Это – результат нравственного перерождения персонажа, кардинального изменения его личности. Однако по ночам его всё ещё тревожат сны о Мастере и Маргарите, о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Но теперь это лишь грёзы – ничего более.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *