Как соотносятся Иешуа и Воланд?
(584 слова) Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — один из самых известных русских романов XX века и, можно сказать, самое известное произведение в библиографии писателя. Он популярен не только у нас, но ещё и за рубежом.
В романе описываются временные отрезки из нескольких эпох: древний Ершалаим и Москва 30-х годов. В первой эпохе важная роль отводится такому персонажу, как Иешуа Га-Ноцри, а во второй – Воланду и его свите. По сюжету ни эпохи, ни герои между собой не связаны, но, тем не менее, их можно сопоставить.
Кто же такой Иешуа? Какая роль ему отводится в произведении? В первую очередь, стоит отметить, что Иешуа – выдуманный персонаж в романе одного из героев произведения – Мастера. Иешуа в сюжете является пассивным персонажем, он верит в человеческое добро и имеет некую сверхсилу: так, он избавил Понтия Пилата от мучившей его головной боли. Несомненно, происходящее в произведении имеет библейскую отсылку: Иешуа Га-Ноцри – прототип Иисуса Христа, а Воланд – дьявол, сатана, только в человеческом обличии. Важно отметить, что эти персонажи существуют в различные эпохи и между собой не пересекаются. Несмотря на то, что произведение отсылает нас к христианству, можно сказать, что между прототипами «добра» и «зла», Иешуа и Воландом, нет никакого противоборства, а Воланд представляет собой скорее добродетельного персонажа, чем злого, даже невзирая на то, что он представлен нам дьяволом.
Иешуа считает, что злых людей на свете нет, и верит в человеческое добро и справедливость. Своей открытостью и простодушием он ведёт за собой народ, находит своих учеников, последователей. Иешуа верил, что настанет день, когда люди будут жить в «царстве истины и справедливости», когда не будет власти над людьми.
Воланд, в противоположность Иешуа, как раз видит в людях их пороки, недостатки и испытывает их на прочность. Он выявляет человеческую совесть и подлинные нравы общества. Показательна их связь с Маргаритой. Несмотря на то, что женщина была готова преступить нормы морали, она это делала из добрых намерений. Маргарита была готова пойти на любые жертвы, даже заключить сделку с дьяволом. Поэтому она получила то, за что жертвовала бессмертной душой. А вот Лиходеев был отправлен в Ялту за свой разгульный образ жизни и чрезмерное злоупотребление служебным положением. Берлиоз и вовсе угодил под трамвай за свои ограниченные воззрения и упрямство. Несмотря на свой взгляд на справедливость, Воланд всё же милосерден по-своему. Ведь Мастера и Маргариту он берет под свое крыло, когда «свет» в лице Иешуа их не принимает. Из этого можно сделать вывод: Иешуа и его сторона добра слишком принципиальны и верны идеалам, в то время как Воланд ближе к людям — он делает исключения и судит, принимая во внимание все известные факторы.
Важно отметить, что для Воланда это не первый раз, когда он решает «развлечься». Исходя из сюжета, мы понимаем, что он и ранее наказывал людей за их проступки и греховность. Во время «бала у Сатаны» он перечисляет Маргарите свои достижения. Он представляет героине людей, переступивших нормы морали и нравственности. А вот Иешуа не приходит в мир к тем людям, которых хотел спасти. Вместо него в Москву является Левий Матвей. Воланд неприязненно относится к этому персонажу из-за его ханжества. Левий воплощает в себе всю отдаленность «света» от реальности, где живут люди.
Нельзя сказать, что в произведении Воланд однозначен и играет исключительно негативную роль, скорее, наоборот – он наказывает лжецов и просто безнравственных людей: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» — так сказал бы о нем Гете. Но нельзя однозначно трактовать и образ Иешуа, который все-таки заставил Пилата помучаться и подождать прощения. «Свет» слишком далек от людей, слишком идеален, поэтому его положительная роль в произведении оказывается занята совсем другими силами, которые оказались ближе тому миру, который создали.
Автор: Анастасия Занько