Сочинение: Изображение народной жизни в «Путешествии из Петербурга в Москву» (А. Н. Радищев)
(663 слова) Знаменитое произведение Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» является ярким представителем литературы эпохи сентиментализма. Для него свойственны некоторые черты, типичные для сочинений того времени: например, наличие культа чувств, многочисленные описания страданий обычных людей, призванные заставить читателей переживать за персонажей; эмоциональные размышления на важные темы. Кроме того, в центре внимания автора оказываются представители низших сословий, которые, по его мнению, обладают наилучшими человеческими качествами (скромностью, добротой, духовностью и прочими). В процессе развития сюжета писатель не только затрагивает разные вопросы и проблемы, но и постепенно раскрывает полную картину народной жизни. И она, к сожалению, достаточно печальна.
Знакомясь в ходе путешествия с крепостными крестьянами, главный герой (кстати, по происхождению дворянин) узнает о том, с какими трудностями они вынуждены сталкиваться каждый день. Довольно быстро он осознает, что крестьяне, по сути, не имеют власти над собственной судьбой. Жестокие наказания, бесконечный тяжелый труд, нужда, бедность, беззаконие — все это малая часть того, что им приходится испытывать на себе. Помещики не принимают крепостных за полноценных людей, и оттого не считают нужным поступать с ними по совести.
Показательна история, рассказанная в главе под названием «Зайцово». Некий господин, получив чин коллежского асессора и купив целую деревню, обходится с ее жителями как с настоящими животными. Он отнимает у них землю и скот, кормит лишь один раз в день и не стесняется применять физическое насилие. Дети его растут такими же бесчестными: дочери, не чувствуя никакой вины, издеваются над женщинами, сыновья насилуют молодых девушек. Крепостные долгое время терпят подобное отношение, так как понимают, что защиты искать попросту не у кого. Но в конечном итоге неудержимая злоба, которая никак не может найти выход, толкает их на страшное преступление.
«Они окружили всех четверых господ и, коротко сказать, убили их до смерти на том же месте. Толико ненавидели они их, что ни один не хотел миновать, чтобы не быть участником в сем убийстве, как то они сами после призналися…»
Доведенные до отчаяния крестьяне совершают самосуд, за который они впоследствии и расплачиваются.
Но далеко не каждый решится на такие радикальные действия — большинство смиренно продолжает мучиться, надеясь на лучшее. Так, в главе «Любани» путешественник замечает одинокого мужчину, который в жару, в самый разгар праздника, тщательно пашет ниву рядом с дорогой. На вопрос, почему же он не отдыхает, крестьянин отвечает следующим образом: не хочет умереть от голода сам да и семью кормить надо. А от «хозяев» ни сострадания, ни поддержки не дождешься, вот и приходится работать круглые сутки без выходных.
«Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как ета устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро…»
В главе «Медное» повествователь и вовсе оказывается потрясен до глубины души. Вместе с домом неизвестного отставного капитана на торги, словно обычную мебель, выставляют живых людей. Причем избежать позорной участи они не могут, так как даровать свободу крепостным способен только непосредственный владелец или кто-то выше статусом.
«Продаваться будет с публичного торга отставного капитана Г… недвижимое имение, дом <…> и при нем шесть душ мужеского и женского полу <…> Желающие могут осмотреть заблаговременно…»
Практически в конце путешествия главный герой попадает в Пешки, где посещает крестьянскую избу и в очередной поражается тому, насколько на самом деле несчастен и беден русский народ. Стены и потолок внутри здания черны от копоти (у печи нет трубы, которая выводила бы дым наружу), из посуды только деревянная чашка и кружки, одежда и вовсе простейшая — домотканые рубахи и лапти. Словом, никаких изысков, только то, что нужно для выживания. Правильно ли такое положение дел? Конечно же нет, считает рассказчик, а вместе с ним и автор. Главная причина неравенства — крепостное право, которое наделило одну часть населения безграничной властью, а другое сделало рабами.
«Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? то, чего отнять не можем, — воздух. Да, один воздух…» — вот с помощью каких слов взволнованный увиденным главный герой призывает задуматься о несправедливости происходящего. Путешественник (и сам Радищев) открыто обвиняет помещиков в безразличии к проблемам крестьян и пытается убедить их изменить взгляд на ситуацию. Ведь, по его мнению, любой человек достоин хорошей жизни по праву своего рождения, а не по положению в обществе.
Автор: Инна Колокольникова