История создания романа «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)
(544 слова) «Мастер и Маргарита» — это роман, который стал одним из самых значимых бестселлеров в мировом литературном контексте. Он не только получил широкое признание среди читателей, но и был экранизирован как минимум трижды с успешным результатом. Интересно, как же Михаил Булгаков пришел к созданию этого произведения?
Булгаков был искренним поклонником «Фауста» Иоганна Вольфганга Гете. В ранних редакциях своего романа он даже упоминал Гете как Фауста. Это выдающееся сочинение, вероятно, и послужило источником вдохновения для написания «Мастера и Маргариты».
В 1928-1929 годах писатель сделал краткие заметки к будущему роману, но в первой версии рукописи, охватывающей более 160 страниц, главной темой стали события, связанные с Христом и Понтием Пилатом, а также гастроли Воланда в Москве. В результате для Мастера и Маргариты не осталось места.
Первоначально роман имел несколько альтернативных названий, среди которых «Копыто инженера», «Гастроли Воланда», «Князь тьмы» и «Черный маг». Однако незадолго до своей кончины в 1937 году Булгаков выбрал окончательное название «Мастер и Маргарита». Работа над романом затянулась до самой смерти писателя, а её завершением занялась его супруга, Елена Сергеевна.
В первой версии текста присутствовали элементы фантастики и острые нападки на московскую действительность, однако Булгаков вскоре уничтожил рукопись — не выдержал давления среды и собственных сомнений. Этот жест стал одним из ключевых символов романа — в финале Мастер также сжигает свою рукопись, не в силах противостоять натиску злословия и непонимания. Два года спустя, найдя оставшиеся части, Булгаков вновь приступил к работе над своими записями. В 1940 году болезнь стала серьезной преградой, и он успел продиктовать поправки к роману своим близким. Но теперь это не просто сатира — это сложная философская притча, где переплетаются три сюжета: история Воланда и его свиты, трагическая судьба Мастера и Маргариты, а также библейская линия — Понтий Пилат и Иешуа. Эти сюжетные линии появились не сразу, а формировались поэтапно. Особое место в романе занял образ Маргариты, вдохновлённый женой писателя, Еленой Сергеевной, которая стала его музой и поддержкой в тяжёлые годы.
Роман рос вместе с писателем. Его поздние редакции — особенно с 1936 года и до самой смерти Булгакова в 1940-м — отличались более высокой художественной зрелостью. Булгаков переписывал главы от руки, диктовал жене, вычищал сцены, делал приписки на полях. При этом он понимал, что произведение не будет опубликовано при его жизни, и всё же продолжал труд — из любви к литературе и веры в силу слова.
После кончины мужа Елена Сергеевна почти два десятилетия редактировала текст и пыталась его издать, сталкиваясь с отказами со стороны издательств, которые побоялись публиковать его. Один из них даже ответил: «Не время». Роман оказался слишком прогрессивным для той эпохи. Лишь спустя 30 лет после смерти Булгакова он был одобрен для публикации. В 1967-1968 годах появилась отредактированная версия в журнале «Москва», а первый оригинальный вариант без цензуры был издан в 1969 году в Германии издательством «Посев». Общественность Советского Союза узнала о «Мастере и Маргарите» в 1973 году, когда власти разрешили публикацию ранее запрещенных литературных произведений. Публикация произвела эффект разорвавшейся бомбы — роман открылся читателю как мистическое и философское произведение, одновременно и протест, и исповедь, и горькая сатира на общество, утратившее душу.
Таким образом, роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых загадочных и многослойных произведений XX века. История его создания столь же драматична, как и сюжет самого романа. Булгаков работал над текстом в течение двенадцати лет, неоднократно возвращаясь к рукописи, меняя стиль, композицию и акценты. Этот долгий творческий путь был омрачен внутренними сомнениями, внешней цензурой и постоянной угрозой запрета со стороны советской власти.
Автор: Ника Трусова