Сочинение: Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

(428 слов) М. А. Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита» рисует образ Князя Тьмы Воланда. Казалось бы, Сатана должен быть воплощением зла на Земле, должен быть страшным и отвратительным. Однако в романе этот персонаж получился очень неоднозначным…

Произведение как бы состоит из двух частей. В первой описывается советская Москва, во второй − древний Ершалаим. Эти параллельные Вселенные непостижимым образом пересекаются, в том числе благодаря Воланду. Таинственный странник прибывает откуда-то из-за границы. Во всяком случае, так можно сказать, если посмотреть на его костюм: «иностранные» туфли, серый пиджак, трость с набалдашником… В его облике нет ничего необычного, кроме разве что разного цвета глаз. «Профессор чёрной магии» прибывает в страну непонятно зачем. Кому-то он говорит об изучении старых рукописей, кому-то − о балах и праздниках, кому-то − о выступлениях на сцене. Только буфетчик Соков невольно становится свидетелем того, как Воланд открывает душу: он приехал, чтобы посмотреть, чем живёт Москва, чего хотят люди, что они любят и ценят. «Люди как люди», − убеждается он. − «Только квартирный вопрос их испортил». Князь Тьмы искушает тех, кто встретился ему на пути. Поддавшиеся на искушение получают по заслугам, и это справедливо. Дьявол восстанавливает справедливость. Есть у него и помощники в этом деле: Азазелло, Фагот Коровьев, кот Бегемот. Правда, выглядят они скорее шутами при властном короле. А вот Гелла совсем другая. Её образ в большей степени соответствует образу помощника самого Сатаны. Изображение свиты, вызывающей у читателя улыбку, а не страх, − это выражение стремления автора показать, что москвичи во многом сами виноваты в своих бедах и проблемах. Не дьявол является источником их зла, они сами хранят и создают его в своем сердце. Воланд представляет темные силы, но никак не генерирует их. Но каждый герой, проявляющий жестокость, нетерпимость или подлость, укрепляет демона в самом себе. И потом этот демон в образе тени приходит на бал к Воланду, если удостаивается чести быть принятым.

Воланд в романе играет роль силы, вершителя справедливости. Возможности его не являются ограниченными. Это хорошо понимает Маргарита, королева весеннего бала, в награду за свою душу получившая Мастера. Она не осуждает Воланда, осознавая, что он лишь демонстрирует, выявляет недостатки людей. В этом противоречивость образа булгаковского героя. Источник зла − вовсе не конкретный человек и не злой дух, а мы сами. Так что, по-моему, Булгаков через призму невероятных событий, произошедших с момента прибытия Воланда, показал пороки современного ему общества. Значение его образа состоит в том, чтобы продемонстрировать людям их грехи и восстановить справедливость. Князь Тьмы не добр и не зол, он объективен. Его пример подтверждает: люди, которые делают всё для того, чтобы в их душах свет победил тьму, обязательно избегут мести. Они увидят своё отражение в зеркале под названием «Воланд» и поймут, как нужно праведно жить.

Автор: Виктория Арутюнян

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *