История Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов)
(557 слов) Произведение «Кому на Руси жить хорошо» — последняя поэма Николая Некрасова. Он трудился над ней больше десяти лет, долгое время черпая вдохновение в общении с простым народом и собирая истории человеческих судеб, ставшие прообразами историй персонажей. Герой поэмы Савелий — собирательный образ деревенского мужика, отражение простого трудового народа России, униженного и закованного в цепи существовавшей тогда классовой системы. И пусть на момент написания крепостное право уже упразднили, отголоски его разбросаны по всей поэме и, пожалуй, сильнее всего сказываются на истории персонажа Савелия.
Из его жизнеописания мы знаем, как нелегко ему пришлось и с каким спокойствием он переносил тяготы судьбы. Когда пришёл помещик Шалашников и стал требовать налоги, Савелий тихо терпел побои, чтобы перехитрить помещика и заставить того думать, что он поркой смог выбить у крестьянина деньги. При этом большую часть денег Савелий оставлял себе. Это показывает, что русский мужик, может, и не образован, но не глуп: ему присущи смекалка и хитрость. Вместе с тем он обладает и великим терпением — помещик Шалашников страшно мучил мужиков, но Савелий вспоминает его с теплотой. Ведь, несмотря на избиения и налоги, Шалашников не совершал того, что Савелий посчитал бы неприемлемым — унижения. Да, сейчас кажется, что порка и унижение неразрывно связаны, но в те времена такие физические наказания были в порядке вещей. В картине мира русского крестьянина помещик не унижал его — чего нельзя сказать о сменившем его немце.
В отношениях с немцем вся деревня проявила недюжее терпение. Хитростью он заставил жителей деревни проложить до него удобную дорогу, а когда дело было исполнено, то его напускная доброта тут же исчезла. Немец стал обирать крестьян ещё сильнее Шалашникова, но русский мужик терпел и обман, и побои, и налоги.
Кончилось терпение Савелия в момент унижения. Когда, копая глубокую яму, Савелий с мужиками решили отобедать, немцу это не понравилось. Он стал хулить крестьян и демонстративно пинать мокрую землю обратно в яму. Тут терпение русского мужика иссякло: с подачи Савелия мужики столкнули немца в яму и закопали его в ней живьём.
Сорок лет каторги Савелий вынес стойко; очерствевшую и привыкшую к мучениям душу русского мужика не пугают такие испытания. Вернувшись домой, он селится у сына и живёт обычной деревенской жизнью. Савелий очень силён — неоднократно упоминается, что он с успехом охотится на медведей и до каторги, и после.
Сын рассказчицы этой главы, Матрёны, полностью меняет русского мужика. После его появления Савелий уже не способен охотиться на животных — благодаря маленькому Демидушке он полюбил мир во всей его красе целиком. Охотясь на белку, Савелий не смог застрелить её, более не способный отнять жизнь. Сам он говорит, что до Демида в его чёрствой и суровой жизни была зима, а ребёнок своим появлением растопил её. После трагической гибели Демида Савелий уходит в монастырь. Это показывает ещё одну черту русского крестьянства — поиск опоры и надежды в вере и Боге.
Умирая, Савелий размышляет о судьбе крестьян. Для мужчин он видит три пути — кабак, тюрьма и каторга; пути женщин — белые, красные и чёрные петли.
Я думаю, что в истории Савелия Некрасов выразил тяжёлую судьбу простого русского народа, которому по праву рождения не дано вырваться из такого образа жизни. Народу приходится терпеть бедность, поборы, побои, работу на благо помещиков и даже тюрьму и каторгу. Но как Савелий не смог вытерпеть унижения, так и чаша народного терпения когда-нибудь переполнится. Некрасов любит русского мужика и глубоко сопереживает ему. И мне кажется, что писатель хотел верить, что рано или поздно ситуация переменится — для этого он и написал «Кому на Руси жить хорошо».
Автор: Алексей Поликарпов