Фаддей в рассказе «Матрёнин двор» (А.И. Солженицын)
(418 слов) В рассказе Александра Солженицына «Матрёнин двор» Фаддей Миронович Григорьев — один из самых противоречивых и многогранных персонажей. С одной стороны, это старик, переживший войны, революции и личные трагедии, с другой — человек, в котором жадность и жестокость заглушили все человеческие чувства. Его образ становится символом разрушительной силы собственничества и бездушия, противопоставленного светлой жертвенности Матрёны.
Фаддей — высокий, ещё крепкий старик, чья внешность поражает своей «молодой чернотой»: густые чёрные волосы, борода, сросшиеся брови. В его облике чувствуется сила и властность:
«Во всём облике старика показалось мне многознание и достойность».
Однако за этой внушительной внешностью скрывается жестокая натура. Он держит в страхе всю семью, бьёт жену и детей, требуя беспрекословного подчинения. Даже своего сына Антона он избивает за плохие оценки, оправдываясь:
«Рука у меня тяжелая».
Фаддей когда-то любил Матрёну и даже сватался к ней первым, но война разлучила их. Вернувшись из плена, он узнал, что Матрёна вышла замуж за его младшего брата Ефима. Это стало для него ударом, и он, словно в насмешку над судьбой, женился на другой женщине, тоже назвав её Матрёной. Однако его брак оказался несчастливым: он тиранил жену, вымещая на ней обиды. Всю жизнь его терзала мысль о несправедливости, и вместо того, чтобы смириться, он ожесточился.
Главная черта Фаддея — ненасытная жажда наживы. Даже в старости он не может успокоиться, стремясь захватить как можно больше имущества. Когда Матрёна решает отдать часть своей избы приёмной дочери Кире, Фаддей, вместо благодарности, начинает торопить её, требуя разобрать горницу немедленно. Его не волнует, что старухе некуда переехать, — ему важно лишь урвать свой кусок.
В день гибели Матрёны и его сына (которые погибают при перевозке брёвен) Фаддей ведёт себя отвратительно: он не скорбит, а думает лишь о том, как спасти оставшиеся брёвна от «козней Матрёниных сестёр». Даже на похоронах его заботит не утрата, а дележ наследства.
Если Матрёна живёт по законам добра и самоотдачи, то Фаддей — воплощение эгоизма и разрушения. Он не просто жадный старик — он символ того, как обида и злоба могут убить в человеке всё человеческое. Неслучайно в финале говорится, что
«в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то».
Фаддей — один из самых страшных персонажей рассказа. В нём нет ни капли раскаяния, ни тени сожаления. Его образ показывает, как жажда собственности и неумение прощать могут опустошить душу. В отличие от Матрёны, чья жизнь, несмотря на бедность, была наполнена смыслом, Фаддей, даже имея дом, детей и имущество, остаётся духовным банкротом. Солженицын через этот контраст напоминает нам: не вещи делают человека богатым, а его способность любить, жертвовать и оставаться человеком даже в самых жестоких условиях.