Сочинение: Савелий — богатырь святорусский (в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

(498 слов) В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» собраны колоритные образы представителей разных слоев населения того времени. За ответом «кому живется весело, вольготно на Руси» семеро «мужиков» отправились к крестьянам, попам и помещикам. В планах Некрасова было дописать поэму до момента, когда мужики спросят самого царя, хорошо ли живется ему на русской земле. Но, к сожалению, Николай Алексеевич не успел закончить таким образом свое произведения по причине болезни.

В своих поисках героям удалось выслушать целую историю жизни несчастной крестьянки Губернаторши. В поэме ее именуют Матреной Тимофеевной Корчагиной, женой Филиппа Корчагина и женщиной, у которой умер сын Демидушка. В истории с покойным младенцем читатель узнает о Савелии – старике, который не досмотрел за ребенком. Но его история не ограничена этим ужасным несчастным случаем.

Герой прожил интересную, долгую и непростую жизнь и встречает свои последние годы жизни в семье Корчагиных. Образ Савелия очень важен в поэме Некрасова, ведь именно он символизирует русского богатыря, который много раз упоминается в фольклорных произведениях древнерусской литературы. Темы стойкости простого русского мужика, силы русского характера являются сквозными в поэме и находят кульминационную развязку в образе богатыря Савелия.

В произведении читатель узнает, что наш герой родился в отдаленной деревне Кореге, куда «черт три года дорогу искал». Название поселения имеет говорящий характер, описывая большинство периферийных деревень Русской Империи. Название этого места ассоциируется со словами «корежить», «ломать». Савелия непроста сравнивают с медведем, ведь именно зверь способен что-то разрушить или сломать. При помощи такого авторского приема ярче раскрывается образ Савелия.

В поэме прослеживается любовь героя к его родине, особенно в словах: «Мой лес!». Но с приездом помещика свободная жизнь богатыря заканчивается. Его вместе с другими мужиками обманул немец-управляющий, для которого они построили дорогу из леса в деревню. По этой дороге приезжали жандармы, чтобы усмирять крестьянские бунты. Сам немец долго использовал мужиков в своих целях, заставлял много работать и часто наказывал, бил. Но у Савелия была своя позиция: «Многое может вытерпеть русский мужик, оттого-то он и богатырь. .. ».

Впоследствии жизнь героя складывается не лучшим для него образом. Герой проводит больше четверти своей жизни на каторге. Мужики устали терпеть издевательства помещика немца и закопали его живьем в яме. Судьи сослали его отбывать наказание. С этого времени герой больше не чувствовал себя закрепощенным, гордился тем, что отныне он «клейменный, да не раб».

После каторги герой сумел накопить достаточно денег, чтобы построить избу своей семье и провести остаток жизни в любви и заботе. Но, когда были потрачены средства для добротного существования, хорошее отношение со стороны домашних тоже закончилось. Впоследствии от них он получал лишь насмешки и брань.

С каждым годом события все более омрачали жизнь Савелия. Единственной отдушиной в его последние годы был Демушка, который по его вине погиб. Этот переломный момент заставил героя уйти в монастырь — отмаливать грехи. Там он надеялся обрести покой и прощение. По этой же причине автор поэмы именует Савелия святорусским, демонстрируя важное качество русского человека – религиозность.

Таким образом, образ Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» символизирует подлинную силу, стойкость и непомерную волю русского мужика. Описанная судьба столетнего долгожителя является типизированной, она изображает собирательные моменты в жизни каждого крестьянина. 

Автор: Полина Борискина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector