Сочинение: Драма Катерины в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)
(447 слов) Катерина Кабанова — главная героиня пьесы «Гроза». Ее трагическая судьба является смысловой основой произведения. Несчастная женщина становится жертвой жестокого ханжеского уклада жизни, который душит честного человека, жаждущего свободы и любви. Почему так сложилось? Кто виноват в трагедии? Какова сущность драмы Катерины Кабановой? Об этом стоит порассуждать после прочтения книги.
Как известно, наша судьба во много определяется уже в детстве, так вот, о детстве Катерины Кабановой мы узнаем почти сразу и достаточно подробно. Автор показывает, что ее жизнь до замужества и после почти не изменилась, но только внешне. Все те же действия и события, к которым привыкла молодая женщина, вот только относиться она к ним стала совсем иначе, потому что все остальные уже по-другому относились к ней. Из родительского дома, где ее обожали и «души не чаяли», она попала в холодное равнодушие, и ощущала себя скованной тиранией свекрови. Если раньше она жила свободно, делала все, что хотела, то теперь она должна была взвешивать каждый свой шаг, чтобы соответствовать нелепым и противоречивым установкам вздорной Кабанихи. Даже ее прощание с мужем было отредактировано и подвержено цензуре, ведь все поступки молодой купчихи должны были согласовываться с тем пониманием «Домостроя», которое сформировалось в скудном уме Марфы Кабановой. В Катерине зрело инстинктивное возмущение, причин которого она сама не понимала. Но искала, стараясь вернуть себе ту самую гармонию, которую потеряла, выйдя замуж. Стоит отметить, что муж ничем не помогал супруге, так как боялся гнева матери. Тихон трусливо бежал с семейного поля боя и забывался в алкоголе. Поэтому молодая жена была предоставлена самой себе и неистощимому гневу свекрови.
По характеру Катя прямолинейна, своенравна и горда, она не боится своих действий и готова отвечать за последствия. Она ненавидит ложь, не признает полутонов и, несмотря на бесхарактерность мужа, уважает его. Она не боится быть главной и ненавидит подчиняться, предпочитая принимать решения самостоятельно. Внутри нее все кричит о желании свободы, надежды на другой мир, в котором реальность и ее фантазия сойдутся воедино. Именно фантазия о любви заменила ей реальное чувство: Борис не был, а казался «принцем на белом коне». Как только его любовь перестала быть тайной для общества, он капитулировал и выбрал зону комфорта, а не борьбу за избранницу. Он вернулся в прежнее русло и стал покорным племянником богатого дядюшки, бросив Катерину на растерзание всем обитателям Калинова. Получив отповедь, героиня потеряла последнюю нить, связывающую ее с жизнью. Бороться было не за что: любовь оказалась иллюзией. Значит, оставалось только одно — покончить с этим фарсом навсегда, ведь и семья, и нравственные догмы патриархального мира оказалась такими же фальшивыми, как признания Бориса.
К сожалению, честному человеку не было места в лицемерном обществе ханжей, которые издевались над самыми близкими людьми и бросали пыль в глаза всем остальным. В этом и заключается драма Катерины — она была лишней, как и многие выдающиеся личности своего времени.
Автор: Елена Ковальчук