Сочинение: Искусство в повести «Портрет» (Н.В. Гоголь)

(458 слов) Искусство является центральной темой повести. И хоть Гоголь пишет про художников, про изобразительное искусство, безусловно, образ художника здесь представлен в самом широком смысле, и говоря о картинах, классик говорит о творчестве как таковом, о творчестве вообще.

По Гоголю, подлинное искусство в корне своем религиозно и является воплощением божественной энергии на земле: «Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего», — пишет он в конце своей повести от лица одного из персонажей. Однако употребить свой талант можно как во благо, так и во вред — напомним, что вышеупомянутая цитата принадлежит монаху, в прошлом художнику, написавшему демонический портрет, который посеял огромное количество зла в мире.

Душа художника напрямую связана с его картиной, и по картине всегда видно, что творилось у него в душе, и творилось ли там вообще что-либо — вспомним перемены в Чарткове, его путь от вдохновенного нищего юноши до богатого, признанного в свете формалиста и сноба. «Пусть Психея пойдет за то, что им хочется» — подумал он, когда пустил свой ранний эскиз под заказ, и эта мысль его оказалось очень символичной, не правда ли?

Или возьмем безымянного создателя злополучного портрета — помните, он стал завидовать своему ученику и решил во что бы то ни стало его превзойти? Это сразу же запечатлелось на его полотне для церкви: «В картине художника точно есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство», — отметили в жюри конкурса, и, к ужасу самого живописца, они оказались правы — «он всем почти фигурам придал глаза ростовщика».

Известно, что Гоголь был мистиком, и искусство он наделял мистическими свойствами. Но если портрет страшного ростовщика в повести предстает творением совершенно дьявольским, то «Рождество Иисуса», написанное тем же человеком спустя много-много лет, пронизано совершенно противоположным: «. .. святая высшая сила водила твоею кистью и благословенье небес почило на труде твоем». Таким образом, мы видим, что художник по Гоголю — лишь проводник сил горних, либо инфернальных.

Вместе с тем, в повести упомянуто, как труден этот путь — создатель портрета после осознания, что он совершил, долгие годы подвизается и уходит в жесточайшую аскезу, прежде чем посчитает себя достойным снова взяться за кисть.

Еще один талантливейший художник, бывший когда-то товарищем молодого Чарткова, прежде чем написать картину, которая так потрясла все общество (и даже самого Чарткова вернула к жизни на краткий миг) «от ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою своей, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек» и «как отшельник, погрузился он в труд и в не развлекаемые ничем занятия», то есть на протяжении всего своего пути проявлял колоссальную самоотдачу.

Таким образом, мы видим, как высоко Николай Васильевич ценил искусство, какой непростой работой оно ему виделось, и как глубоко оно было пронизано для него религиозным смыслом.

Автор: Дмитрий Колотиевский

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector