Сочинение: Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»
(506 слов) Основа нравственного поведения – это уважение к людям. Без этой черты человек не может претендовать на столь высокое определение, предусматривающее соответствующую степень ответственности за свои поступки и слова. Поэтому высказывание А. С. Пушкина совершенно справедливо: оно означает, что пренебрежение дочерним и сыновьим долгом – это верный признак отсутствия правильных морально-нравственных ориентиров, принятых в обществе. Данное выражение можно объяснить еще точнее, приведя литературные примеры.
В произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Дуня убежала из дома с офицером, ничего не сказав родному отцу. Девушка не просто покинула родителя, но и обманула, сказав, что едет в церковь, а на самом деле она отправилась с Минским в столицу и просто отвлекла внимание Вырина, чтобы успеть сбежать. Более того, первое время в Петербурге героиня жила на содержании у ротмистра и не стеснялась своего аморального положения, и лишь при встрече с отцом упала в обморок: то ли от страха вновь оказаться в деревне, то ли от стыда перед честным человеком. После этой встречи Дуня не общалась с родителем несколько лет, чем довела его до полного разочарования в жизни. Очевидно, что девица на протяжении всего произведения вела себя в высшей степени безнравственно: бросила семью, жила с мужчиной без брака, потом вышла замуж без благословения отца, не познакомила его с внуками и т.д. Значит, между неуважением к родственникам и аморальным поведением есть взаимосвязь: когда героиня пренебрегла тем, кто ее любил и растил, она пала так низко, что последующие события уже не казались ей чем-то ненормальным. Безнравственность началась с этого рокового пренебрежения, и раскаяние Дуни-матери в финале – тому подтверждение. Она, будучи замужней дамой с детьми, захотела смыть с себя это грязное пятно стыда, но так и не смогла.
Другой пример описал А. С. Пушкин в «Полтаве»: героиня бросила семью, чтобы стать любовницей своего престарелого крестного. Этот мезальянс был противоестественен и аморален, но Мария не уважала мнение родителей, ей важнее всего была страсть к Мазепе – предателю и лжецу, который втайне от возлюбленной добился казни и разорения ее отца. Девушка узнала о планах перебежчика предать родину и императора и приняла это ужасное решение, согласившись с убедительным Мазепой. С семьей она даже не общалась до тех пор, пока мать не нашла ее и не рассказала о преступлении любовника дочери, который погубил Кочубея. От горя и раскаяния Мария сошла с ума, ведь осознала всю безнравственность своего поведения: она была на ложе убийцы своего родителя! Если же перечислить все аморальные действия девицы, то выяснится, что после проявленного неуважения к отцу и матери она падала по наклонной плоскости: сбежала из дома, стала сожительствовать с мужчиной (да еще и крестным) без брака и благословения, приняла и поддержала измену отечеству и фактически обрекла родителя на смерть. То есть и в данном примере пренебрежение дочерним долгом стало причиной появления безнравственности.
Таким образом, пренебрежение семейными узами влечет за собой появление безнравственности в поведении и характере человека. Именно эту взаимосвязь имел в виду А. С. Пушкин, когда говорил, что неуважение к отцу и матери – это первый признак отсутствия правильных морально-нравственных ориентиров. Анализируя примеры, мы убедились: когда дети предают самое дорогое, что у них есть, они уничтожают свои жизненные принципы, и после этого они уже не стыдятся никакого падения.