Итоговое сочинение: Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
(435 слов) Как известно, путь искупления греха начинается с искреннего раскаяния преступника. Но как убедить его осознать свою вину и признать ее? Ведь многие правонарушители не понимают, что их поведение преступно, и всячески себя оправдывают. У них всегда виноват кто-то другой, всегда есть повод для продолжения маргинальных приключений. Однако многие писатели и философы размышляли над этим и выработали методы для преодоления психологического заслона преступника. Посмотрим, как они рекомендуют добиваться раскаяния от обвиняемых и осужденных.
Самая известная идея принадлежил Ф.М. Достоевскому. В романе «Преступление и наказание» он описал процесс психологической работы с виновником правонарушения. Следователь Порфирий Петрович догадался о том, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру. И он начал давить на Родиона, чтобы вынудить его признаться в содеянном. Он обсуждал с ним его статью, которая была наглядным пособием для изучения вредоносной теории. Он общался с его окружением и как будто случайно ронял намеки на его вину. Следователь арестовал маляра, взявшего на себя это убийство. Он следил за Раскольниковым и, наконец, увидев его мучения, откровенно сказал о своем подозрении. И это преследование надломило Родиона, лишило его сил сопротивляться. А новость об арестованном и безвинно осужденном была последней каплей для героя. Но нравственное понимание своей греховности он обрел благодаря общению с Соней Мармеладовой и религиозному осмыслению случившегося. Вера стала его маяком и спасением из внутренней тьмы. Лишь на каторге он полностью разуверился в своей теории и встал на тропу духовного очищения. Этот пример говорит о том, что убедить человека раскаяться могут длительная психологическая проработка его личности и взаимодействие с его совестью.
Не менее эффективный метод описал М. Горький в пьесе «На дне». Лука рассказал обитателям ночлежки, как ему пришлось встретиться с двумя ворами. Беглые каторжники забрались на дачу, которую он охранял. Лука потребовал, чтобы они ушли восвояси, но герои его не послушались. Тогда он под дулом ружья заставил их пороть друг друга. А после этого просто поговорил с ними. Они оказались хорошими людьми, а на преступление их толкнула нужда в еде. Уж очень голодны они были. И Лука накормил их и даже пустил жить на зиму. Так они и прожили вместе до весны, и воры даже помогали Луке стеречь дачу. В назидание другим герой сказал: «Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!». И он прав, ведь раскаяться люди могут только тогда, когда чувствуют, что их готовы понять и выслушать.
Таким образом, только добротой, верой, поддержкой и беседой можно вынудить человека переосмыслить свое поведение и признать вину. Раскаяние — это нравственный выбор, и никто его не сделает под давлением или насильно. Нужно, чтобы преступник сам понял, что поступил неправильно, и согласился понести наказание. Его нужно заинтересовать в духовном очищении и преображении.