Итоговое сочинение: Почему люди не понимают друг друга?

Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию итоговое сочинение на тему «Почему люди не понимают друг друга» в двух вариантах. Еще у него есть подборка аргументов по этой теме. Приятного просвещения!

Вариант 1

(463 слова) Каждый из нас хотел бы найти человека или группу людей, с которыми у него абсолютное взаимопонимание. Именно на этом чувстве строятся дружба и любовь. Однако найти единомышленников очень сложно. Непонимание окружающих приводит к одиночеству, депрессии и печали. Но почему же люди друг друга не понимают? На этот вечный вопрос пытались ответить многие писатели-классики.

Александр Чацкий, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», не находит понимания нигде и ни в ком. Он учился за границей, где почерпнул множество прогрессивных идей о свободе, равенстве, братстве и справедливости. Однако эти мысли нелегко переложить на российскую действительность, где в то время правили бюрократизм, чинопочитание и ложь. Чацкий был первопроходцем демократической мысли. А первые чаще всего оказываются в одиночестве. Неудивительно, что героя не понимает Павел Афанасьевич Фамусов, ведь старый уклад жизни – основа существования этого человека. Но и его дочь Софья, которая раньше относилась по-дружески к Чацкому и сочувствовала его идеям, отвернулась от героя. Именно она распустила слух о сумасшествии Александра. А фамусовское общество с восторгом приняло эти россказни, потому что так проще всего объяснить, почему чьи-то мысли и уклад жизни разительно отличаются от их собственного. Непонимание между Чацким и всеми его знакомыми привело героя к одиночеству. Причина этого – неприятие иного уклада жизни. Все герои категоричны и не желают разбираться в том, как живут и что думают окружающие, отличающиеся от них самих.

Непонимание в личных отношениях раскрывается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой, Григорий Печорин, чувствует себя одиноким, лишним человеком. Общественная ситуация такова, что он не находит реализации своего потенциала. Ум, наблюдательность и креативность оказываются никому особенно не нужны. По этой причине эти качества обращаются во зло окружающим, иногда против желания Печорина. Он постоянно скучает и для рассеивания этой скуки играет жизнями других людей. Ситуация усугубляется тем, что герой не находит понимания в любви и дружбы, в личных отношениях также нет отдушины. Например, княжна Мэри влюбилась в определенный образ, а потом страдала от его несоответствия действительности. Конечно, этому причиной был сам Печорин, ведь он со скуки, из чувства противоречия обольстил неопытную девушку. Печорина не понимали окружающие, из-за этого он страдал от одиночества и тоски. Однако сам он ничего не делал для изменения ситуации. Обретение гармонии в отношениях между людьми – процесс двусторонний, требует усилий от каждого участника. Поэтому если хоть одна сторона конфликта не желает разбираться в чувствах и мыслях другой или не хочет открывать себя миру, то образуется непонимание.

Люди не понимают друг друга по разным причинам: слишком уж отличаются их воззрения, образ жизни и мыслей. Иногда и сам человек не желает открывать душу миру, поэтому никто не может разобраться в нем и наладить с ним отношения. Однако ключ к пониманию достаточно прост: не стоит считать свои воззрения истиной в последней инстанции, необходимо давать себе и другим право на ошибку, уметь принимать в других то, что кажется странным и неправильным.

Вариант 2

(604 слова) В чем причина непонимания между людьми? Об этом вопросе задумывались многие философы и писатели, обыватели и эксперты, дети и взрослые. Почему-то нам очень сложно найти точки соприкосновения с теми, кто чем-то отличается от нас. Казалось бы, так легко примерить на себя роль кого-то другого и вникнуть в его внутренний мир, но на практике нам мешают предрассудки, взаимные обиды, корыстные цели, себялюбие и невежество. Все эти причины описываются в литературе, к которой всегда можно обратиться за примером.

Одной из наиболее популярных проблем, стоящих на пути у взаимопонимания, является наличие религиозных, этнических и социальных предрассудков. Такую ситуацию мы видим в повести А.И. Куприна «Олеся». Крестьяне, живущие в Полесье, дискредитируют Олесю и ее бабушку на основании того, что те якобы принадлежат к разряду нечистой силы. Две «ведьмы» и так переселились в лес, чтобы никому не мешать, но и этого местным обитателям было мало: каждую неприятность в деревне смело приписывали колдовству, а байки о демонической сущности героинь передавались из уст в уста и дошли до рассказчика: «Да ведь это – Мануйлиха, ириновская ведьма», – мелькнуло у меня в голове, едва я только повнимательнее вгляделся в старуху». Суеверие глубоко пустило корни в народе: не имея образования, герои любую премудрость считали доказательством дьявольских происков. Они даже не пытались понять изгоев, поэтому даже когда Олеся пришла в церковь, ее прогнали оттуда побоями и руганью. «Ведьму» хотели измазать дегтем и избить. Так почему же люди из повести не могли понять друг друга? Очевидно, крестьянам не хватало образования и культуры, чтобы объяснить способности Олеси рационально и попытаться установить с ней контакт. Они довольствовались суевериями и своими вековыми стереотипами, не стремясь познать мир. А их агрессия — смесь страха, векового угнетения и недовольства жизнью. На изгоев таким людям проще всего выплеснуть свою злость.

В непонимании между людьми можно обвинить не только предрассудки и невежество, но и колоссальную разницу между воспитанием, происхождением и опытом оппонентов. Например, А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» изобразил прошлое, настоящее и будущее России. Представители разных эпох не могли найти общего языка. Раневская и Гаев привыкли к праздности и роскоши дворянства, не считали деньги и не умели их зарабатывать, поэтому они как будто не слышали предложений Лопахина о спасении имения. Они были глухи к его предостережениям, потому что не имели представления о том, что происходит за пределами их личной башни из слоновой кости. Любовь Андреевна и ее брат хотели сохранить усадьбу и сад как память о прекрасном прошлом, но не смогли его спасти. Купец, дед которого еще землю пахал в этом же имении, рос в бедности, страдал от побоев отца и необходимости постоянно трудиться. Поэтому он одержим материальными ценностями, но совершенно несведущ в духовных, интеллектуальных и нравственных сферах. Ему сложно избавиться от комплексов плебея, оставить ненадолго работу и сделать, наконец, предложение Варе, дочери Раневской. Зато он знает, что делать с садом: разделить на участки под дачи. Петя Трофимов и Аня — представители нового времени, и у них пока нет ничего, кроме мечтаний о прекрасном будущем. Они искренне не осознают, зачем сохранять крепостническое прошлое в образе вишневого сада, когда можно построить новый. Отсутствие взаимопонимания в данном примере легко объяснить тем, что люди прожили совершенно разные жизни, произошли из разных семей и получили индивидуальный опыт. Сложившиеся в результате системы мировоззрения кардинально отличались, поэтому герои не смогли понять друг друга, не имея достаточно развитого ума и весомых мотивов, чтобы преодолеть барьеры собственного восприятия.

Таким образом, люди не понимают друг друга, потому что их разделяют интеллектуальные, эмпирические, эмоциональные и нравственные преграды. Нам сложно отбросить стереотипы и личные счеты, покинуть свое насиженное место и мысленно переселиться в другую плоскость — туда, где обитает чужак. Возводя свое мнение в ранг истины, мы никогда не сможем взглянуть на мир другими глазами и найти понимание там, где видели лишь «не то» и «не так».

Автор: Мария Копусова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *