Итоговое сочинение: Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души
(385 слов) Многие люди думают, чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души. Так ли это? С одной стороны, тот, кто имеет обостренное чувство собственного достоинства, имеет больше шансов проявить себя с лучшей стороны. С другой, именно тот, кто прощает и идет на компромисс, всегда смотрится более выигрышно, ведь совершает поступки, которые не многим под силу. Посмотрим, что думали об этом известные писатели.
Например, М. Горький считал, что человеку необходима гордость, потому что она дает ему силу не свернуть с правильного пути. Так, герой рассказа «Челкаш», бродяга и вор, сохраняет верность своим убеждениям, несмотря на соблазн алчности. Он ворует ровно столько, сколько хватает ему на вечер в кабаке. Он не копит денег, чтобы потом быть принятым в обществе, не стремится к общепринятым ценностям и живет так, как ему удобно. Несмотря на презрительные взгляды окружения и одиночество, Челкаш не видит унижения в своем положении, ведь он свободен и никому ничего не должен. Свои идеалы он сохраняет даже тогда, когда случайный напарник Гаврила набрасывается на него с камнем, чтобы убить и ограбить. Гордый бродяга швыряет деньги в лицо своему обидчику и уходит, потому что ему противно наблюдать, как Гаврила раболепствует и совершает подлости ради них. В финале читатель убеждается в том, что вор оказывается нравственно выше крестьянина. Гордость обогатила его личность и дала опору для стойкого презрения к материальным ценностям.
Но иногда гордость действительно свидетельствует о ничтожности человека. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Лужин был очень гордым, но в то же время подлым и низким человеком. Он не мог снести оскорбления Родиона и прямо потребовал от невесты страшного выбора: либо жених, либо брат. Герой был настолько высокомерным и тщеславным, что не смирился бы с таким родством даже ради благополучия супруги. Поэтому ради удовлетворения своего мстительного чувства он готов пожертвовать Дуней и ее родственной любовью к Родиону. Ради себя этот человек готов разрушить чужую семью, что свидетельствует о его ничтожности, ведь он не способен даже на толику благородства. Этот пример убеждает читателя в том, что порой бьющая через край гордость — это повод задуматься о нравственном облике того, кто ее проявляет.
Таким образом, чрезмерная гордость может быть вывеской ничтожной души, но это не всегда так. Порой это чувство разрастается от обиды и одиночества, но не от подлости и эгоизма. Оценивая гордеца, мы должны обращать внимание не только на его самооценку, но и на другие качества характера, которые наверняка скажут больше.