Конфликт в литературе: что это?

Одним из самых интересных и захватывающих сюжетных решений произведений художественной литературы является конфликт. Он позволяет удерживать внимание читателя и освещать проблемы эпохи, в которой жил и творил автор. Многомудрый Литрекон предлагает узнать, что есть конфликт в литературе и какие виды конфликтов бывают? Приятного просвещения!

Определение

Конфликт в литературе – это любое противостояние, столкновение взглядов, интересов или образов жизни персонажей. Литературный конфликт – это препятствие на жизненном пути героя, которое заставляет его принимать решения. Эти решения ведут к изменению привычного образа жизни, определяют его судьбу.

Литературный конфликт воздействует не только на литературного героя, но и на самого читателя. Он вызывает у нас эмоции сопереживания, волнения, радости и грусти, интригует и приковывает наше внимание к развитию сюжета.

Функции конфликта в литературе

Основные черты конфликта понятны: это противоборство интересов и взглядов, порождающее интригу. А каковы его функции?

  • Литературный конфликт способствует раскрытию персонажей. Например, герой, который отстаивает свои ценности и идеи, несмотря на давление со стороны, представляется нам целеустремлённым и сильным духом. Такой герой вызывает уважение читателя, на него хочется равняться. Герой, который отступает от своей мечты и приспосабливается к жизни вокруг него, – человек слабый. Читатель может предугадать, каким образом сложится судьба такого персонажа: скорее всего он проживёт спокойную, но несчастливую жизнь.
  • Литературный конфликт определяет развитие сюжета. Благодаря нему формируется система образов в литературном произведении и концепция мировоззрений. Литературный конфликт также регулирует и события, которые происходят с персонажами, делает сюжет структурированным и логичным.

Виды конфликтов в литературе и примеры

В художественной литературе встречаются разные виды конфликтов, однако их всех можно распределить по двум основным категориям: внешние и внутренние. При внешнем конфликте литературный герой обычно противостоит сам себе, пытаясь доказать силу характера и воли. При внутреннем конфликте персонаж борется со внешними обстоятельствами: природа, общество, высшие силы и так далее. Рассмотрим подробнее 4 основных вида конфликтов.

Внутренний

В данном виде конфликта сталкиваются два и более аспекта личности одного персонажа. Этот конфликт является самым частым в русской литературе. Внутреннее противостояние задаёт динамику произведения.

Например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» от внутреннего конфликта страдает Евгений Базаров. Перед читателем он предстаёт ярым нигилистом и циником, отрицающим не только материальные аспекты жизни, но и духовные, такие как любовь. Когда Базаров влюбляется в Одинцову, его терзает выбор: поддаться чувству или остаться верным своим взглядам, где женщина – «существо второго порядка». Романтик и циник борются внутри героя, и в этой схватке с разумом побеждает чувство.

В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского через внутренний конфликт проходит Родион Раскольников. Конфликт писателем определяется следующим вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею…». На протяжении всего произведения главный герой пытается выяснить, к какой категории людей он относится. Для подтверждения своей теории Раскольников убивает старуху-процентщицу и пытается жить с совершённым злодеянием. Внутренний конфликт разрешается в конце произведения, когда герой сознаётся в содеянном и при поддержке Сони Мармеладовой переосмысляет свои ценности.

Межличностный

В данном виде конфликта сталкиваются идеи и образы жизни двух разных героев. Чаще всего такой конфликт строится на противостоянии протагониста (положительного героя) и антагониста (отрицательного героя). Однако не всегда это так. К межличностному конфликту относится и конфликт поколений, где нет правых и виноватых, и столкновение человека с обществом.

Так, например, в произведении «Отцы и дети» И.С. Тургенева в качестве межличностного конфликта происходит конфликт поколений: старшего (отцов) и младшего (детей). Старшее поколение в лице Павла Петровича Кирсанова патриархально и косно, оно не готово к изменениям. Молодое поколение в лице Евгения Базарова, наоборот, не боится перемен, готово изменять абсолютно всё, смотря в будущее без опаски. Разрешить такого рода межличностный конфликт довольно сложно, здесь намного важнее сохранить баланс между опытом и изменениями.

Межличностный конфликт происходит и в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Главный герой Чацкий, молодой и революционно настроенный юноша, сталкивается с косным и лицемерным обществом Фамусова, бросая ему вызов и пытаясь изменить его к лучшему. Персонажи часто спорят и выясняют отношения, подкрепляя слова нужными доказательствами. Они ищут друг в друге недостатки и не готовы слышать критику.

Любовный

Этот вид конфликта заключается в проблеме взаимодействия двух и более влюблённых героев или столкновение любящих людей и окружающего мира, общества.

Например, в трагедии «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира любовный конфликт заключается в противостоянии главных героев, Ромео и Джульетты, и окружающего мира, представленного их родителями. Монтекки и Капулетти – семьи, враждующие друг с другом, именно поэтому любовь парня и девушки не может быть открытой и законной. Влюблённые вынуждены скрываться, однако это им не удаётся. Конфликт разрешается только тогда, когда Ромео и Джульетта умирают, не в силах выстоять в борьбе с обществом.

В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина этот вид конфликта заключается в любовном треугольнике: Пётр Гринёв, Маша и Швабрин. Гринёв и капитанская дочка влюблены друг в друга, однако на девушку посягает и Алексей Швабрин, который удерживает героиню вопреки её воле. Любовный конфликт приводит к дуэли и героическому спасению Маши из «плена». В конце концов Петруша и капитанская дочка остаются вместе.

Конфликт человека с природой

Этот конфликт заключает в столкновении потребительского отношения героя к природе с силами природы.

Например, в повести «Белый пароход» Чингиза Айтматова конфликт человека и природы выражен через противопоставление легенды о происхождении киргизов и настоящего времени, когда природа становится не другом, а ресурсом. Согласно легенде, мать-олениха спасла двоих детей, девочку и мальчика, от которых пошёл киргизский род. Сначала люди поклонялись животному и природе, но со временем перестали считать их священными. Момун, один из героев произведения, который чутко и с любовью относится к природе, против своей воли убивает мать-олениху – символ чистоты и помощи. После этого он долго страдает, как страдало животное, а его внук умирает, не в силах вынести увиденного.

В романе «Плаха» Айтматова также происходит конфликт между человеком и миром природы, где последняя умеет постоять за себя и отомстить людям. На стороне природы выступает Волчица Акбара, у которой трижды забирали новорождённых волчат. На стороне людей – обычный колхозник Бостон, который не вредил природе, но пострадал из-за своего соседа. Разъярённая и отчаявшаяся волчица выкрала у Бостона его маленького сына, отомстив тем самым человеческому роду.

Таким образом, конфликт в литературе играет важную роль в развитии сюжета и определении судьбы главных героев. Существует два типа конфликтов: внутренний и внешний. Внутренний конфликт – это столкновение двух и более аспектов характера одного герой. Внешний конфликт включает в себя любовный, межличностный, противостояние человека и природы.

Автор: Дарья Барановская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *