Структура сочинения на ЕГЭ по обществознанию + план и пример
Многомудрый Литрекон знает, что для успешного завершения череды экзаменов необходимо знать те шаблоны, по которым обычно гоняют выпускников. Вы можете быть не самым умным учеником, но сдать лучше отличника, если сумеете понять, что от Вас требуется на практике. Так, чтобы написать сочинение на ЕГЭ по обществознанию на максимум, необходимо изучить структуру эссе и писать работу строго по плану. Только так Вы не запутаетесь в собственных мыслях и раскроете тему так, как нужно. Ниже Вы увидите структуру сочинения на ЕГЭ по обществознанию и описание каждого пункта.
Содержание:
Раскрытие проблемы и обоснование идеи автора
В первом абзаце необходимо сформулировать основную идею автора и обосновать ее. Желательно уже здесь употребить термины по теме, значение которых Вам хорошо известно. Этот абзац состоит их 3-4 предложений и демонстрирует то, как Вы поняли главную мысль цитаты. Важно использовать в этой части вводные слова и выражения.
Приведем пример. Итак, мы пишем сочинение ЕГЭ: «Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности». Вот наше вступление:
Французский философ-экзистенциалист Альбер Камю в своем изречении говорит о том, что свобода – это, в первую очередь, не привилегия, а обязанность. Смысл выбранной мной цитаты заключается в том, что свобода подразумевает ответственность за свои поступки и заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Более того, чем свободнее личность, тем больше на ней лежит обязательств по отношению к обществу, государству и семье.
Итак, что мы написали? Мы употребили такие термины, как «личность», «общество», «государство», «философ-экзистенциалист» и т.д. Мы дали развернутое определение главной мысли автора. Что же дальше?
Теоретическая аргументация
Это самая сложная часть эссе. Все мы можем понять, о чем говорится в цитатах, но далеко не каждый зубрил определения из учебников на сон грядущий. Поэтому перед тем, как выбрать тему на ЕГЭ, выпишите на черновик те термины, которые Вы знаете и которые соответствуют теме. Чем больше наберете, тем лучше эта тема Вам подходит.
В данной части нужно не только перечислить термины, но и сделать логический мостик, ведущий к ним. Лучше всего сказать об актуальности темы и Вашем отношение к ней.
Я полностью согласна с высказыванием автора: выбирая свой путь самостоятельно, человек принимает на себя бремя ответственности за последствия каждого своего шага. Считаю проблему свободы крайне актуальной, так как реализация прав человека возможна только в условиях настоящей свободы. Но что это такое? Приведу несколько теоретических обоснований. Свобода — самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой. Но что будет, если личность распорядится чужими жизнями? Данное действие выходит за рамки данного определения и попадает под другое — вседозволенность, что означает отсутствие каких-либо общепринятых норм. Но Всеобщая декларация прав человека ясно дает понять, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание прав других. Значит, свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Вот поэтому мерилом свободы считается ответственность — характер взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения осуществления взаимных требований, обеспечивающих гармоничное сосуществование людей.
Чтобы удовлетворить любопытство проверяющих, мы перечислили несколько терминов: свобода, вседозволенность, ответственность. Мы также упомянули ссылку на документ — Всеобщую декларацию прав человека. Вот так мы обосновали справедливость высказыванию Камю.
Фактическая аргументация
«Аргументы и факты» — это не название газеты, а содержание данного абзаца. Вы должны привести хотя бы два примера из разных источников. Какие источники мы имеем в виду?
- Аргументы из современной жизни. Их можно черпать из СМИ, социологических опросов и т.д. Важно упомянуть реальные факты и детали, необходимые для понимания взаимосвязи темы и факта.
- Аргументы из истории. Тут все понятно: важно не путать даты, имена и события. Не уверены — не беритесь.
- Аргументы из личного опыта. Сюда же относим книги и фильмы. Здесь важно не растечься мыслью по древу и аргументировать связь описываемого материала и темы.
Каждый аргумент нужно определить в отдельный абзац, чтобы проверяющему было проще пробежаться по эссе и его одобрить.
Итак, приведем примеры:
Говоря об истинной сущности свободы, приведу пример из истории. В 1649 году в России появилось крепостное право: многие люди стали рабами своих хозяев. Казалось бы, помещики были свободны делать с ними все, что пожелают. Но вместе с новыми правами у них появилось больше обязанностей, чем свобод. За каждого крепостного барин платил налог, каждого человека ему нужно было обеспечить жильем, одеждой, едой. Помещик нередко организовывал браки, разрешал споры, выслушивал жалобы. Если он этого не делал, хозяйство разорялось. В отношения барина и крепостного были не только финансовые регуляторы, но и государственные. Вспомним резонансное дело против помещицы Дарьи Салтыковой. В июне 1762 года императрица Екатерина Вторая получила жалобу от крестьян, который обвиняли барыню в расправе над крепостными девушками. Жертв было больше сотни! Спустя три года следствия Салтыкова получила суровое наказание — пожизненное заключение в темнице. Этот пример доказывает, что исключительная свобода помещиков в распоряжении крестьянами была не столько привилегией, сколько обязанностью, ведь они были вынуждены взять на себя полную ответственность за их жизнь.
Итак, в этом примере мы упомянули даты, имена и фамилии действующих лиц, исторические факты. Завершили все это мы микровыводом, связывающим пример с темой.
Рассмотрим пример из современной жизни:
Второй аргумент – из нашего времени. В современном демократическом государстве человек имеет права и свободы. Например, каждый может высказать свое мнение, имеет свободу выбора и вероисповедания. Он волен распоряжаться своей судьбой, как ему хочется, но не нарушая прав и свобод других людей. Если мы подробнее проанализируем свободы личности, то поймем, что каждая из них подразумевает, прежде всего, обязанность, а не привилегию. Например, политические права граждан в нашей стране выражаются в участии в выборах. Мы имеем право выбрать того кандидата, которого хотим. Но ведь мы же и несем ответственность за будущее страны. На нас и возложена обязанность разбираться политических программах и оценивать того или иного кандидата. В данном случае свободный выбор требует от нас вполне конкретных действий, усилий и даже ограничений, ведь не можем же мы голосовать, не разобравшись в ситуации и не потратив время на ее анализ. Этот пример подтверждает, что свобода — это столько привилегия, сколько обязанность.
Вывод
Это последний абзац, в котором Вы лишь обобщаете выше сказанное и завершаете свою мысль. Его не нужно делать большим, хоть объем сочинения на ЕГЭ по обществознанию и не ограничен. Лучше не обременять проверяющих излишками информации. Здесь важно перефразировать цитату и натыкать еще вводных слов.
Таким образом, автор абсолютно прав, говоря о том, что свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а определённые обязанности по отношению к окружающим, ведь границы границы свободы всегда заканчиваются там, где начинается свобода других людей.
Как видите, структура сочинения на ЕГЭ по обществознанию не очень-то сложная. Ни пуха, ни пера на экзамене!
Автор: Наталья Еремеева