Как хорошо написать сочинение?

Как правило, вопрос о том, как хорошо написать сочинение-рассуждение, ученикам предстоит разбираться самостоятельно. Оно и понятно, учителя не могут втиснуть в 45 минут урока весь материал, который нужно усвоить несчастным школьникам. Что делать? Остается только стремиться к знаниям и обретать практические навыки во внеурочное время. Узнать азбучные истины и потренироваться можно с помощью Многомудрого Литрекона. Он и сочинения написал в качестве примеров, и небольшой гайд: как научиться писать сочинения?

Часть 1: Вступление

Можно написать два или три предложения об авторе: важные факты в его биографии, отличительные черты его творчества, стиль, в котором он писал свои произведения (романтизм, реализм). Можно рассказать о периоде в биографии или творчестве автора, в который было написано произведение, например: «Стихотворение было написано Пушкиным во время Болдинской осени; Лермонтов в то время воевал на Кавказе». Также Вы можете кратко рассказать о чувствах, настроении, которые возникли у Вас после прочтения текста: «Судьба главного героя заставила меня задуматься/вспомнить». Во вступлении можно кратко рассказать о проблеме, поднятой автором, главном конфликте произведения, оттолкнувшись от повседневной жизни: «Часто мы не замечаем». Если в сочинении речь идёт о вечных темах ─ счастье, любви, можно начать, с философского, риторического вопроса: Что такое счастье?

Вот клише и шаблоны для вступления к сочинению:

  • Проблемы, затронутые автором, актуальны всегда.
  • Извечный конфликт отцов и детей.
  • Думаю, эта тема актуальна для многих.
  • Не задумывались ли вы о том….
  • Много веков писатели, поэты и мыслители искали ответ на вопрос…
  • Согласны ли вы с тем, что такие святые прежде понятия, как честь, совесть, долг, перестали быть святыми.

Можно использовать афоризмы, поговорки:

  • «Человек предполагает, а Бог располагает», так говорит русская поговорка, буквально исполнившаяся над главным героем…
  • «Если хотя бы одно слово может сделать человека счастливым, нужно быть негодяем, что бы лишить его этого слова» ─ эти слова Томаса Пейна — главный мотив поступков…

Часть 2: Основная часть

Основная часть сочинения должна состоять из комментария к проблеме и как минимум двух аргументов.

В комментариях можно использовать цитаты и примеры из одного или нескольких произведений, в том числе и других авторов. Главное ─ чётко обозначить ключевую проблему, поставленную автором, рассказать об отношении автора к проблеме, приведя примеры из текста.

Нужно привести как минимум два примера, которые показывают проблему. Здесь можно применять цитаты из произведения, из критических статей. Но объёмных цитат лучше избегать. Нужно использовать только главную часть цитаты, наиболее полно выражающую суть проблемы. Необходимо выявить связи между примерами: причинно-следственную, противительную и другие.

  1. Объяснить, что хотел сказать автор, каковы, на ваш взгляд, причины поступков героев в приведённых Вами примерах.
  2. Обозначить свою точку зрения на проблему, рассказать о своих эмоциях, вызванных теми или иными событиями в произведении.

Здесь также можно использовать лексические выразительные средства: метафоры, сравнения, эпитеты, нарицательные имена. Ни в коем случае нельзя допускать фактических ошибок: переставлять местами события, приписывать поступки и слова одних героев другим, искажать цитаты, добавлять в них что-то от себя, приписывать цитату одного автора другому.

Если не вспомните автора, можно написать, что «один великий человек сказал однажды…». Если помните цитату не точно, лучше сразу написать своими словами. Ссылки на текст при написании комментариев должны быть обязательно. Комментарий должен полностью соответствовать указанной проблеме, основываться на тексте произведения. Он не должен состоять только из цитат и пересказа текста. Обязательно должна быть озвучена ваша точка зрения на заявленную проблему. Не нужно, даже кратко, пересказывать всё произведение, отдельные главы. Излишне рассуждать о второстепенных проблемах, затронутых автором, анализировать поступки героев, не имеющие отношения к главной теме комментариев. Также старайтесь постоянно не употреблять слово «проблема».

Прежде чем писать комментарий, внимательно прочитайте текст. В публицистическом тексте найдите предложение, в котором сфокусирована главная мысль автора, и задайте к этому предложению вопрос. Это и будет главная проблема, заявленная автором. В художественном произведении те или иные слова автора или героев могут иметь скрытый смысл. Постарайтесь читать, что называется, между строк, попробуйте объяснить смысл используемых автором изобразительных средств, чтобы понять, что хотел сказать автор читателям. Если выявить главную проблему сложно, найдите ключевые слова и попытайтесь по ним определить главный тезис автора.

Клише и шаблоны для комментариев:

  • Автор считает, что…
  • Автор говорит о важности…
  • Автор ставит вопрос…
  • Автор рассуждает…
  • Автор раскрывает проблему на примере…
  • Автор развивает мысль о…
  • Проблема, обозначенная, автором, очень важна для…
  • Никого не может оставить равнодушным тема…
  • Чувствуется, что автора сильно волнует…

Аргументы

Здесь нужно чётко обозначить свою позицию по обозначенной автором проблеме, выразить своё согласие или несогласие с позицией автора и сформулировать один или несколько тезисов, которые и нужно доказать с помощью аргументов. Аргументы должны быть чёткими, наглядными, развёрнутыми и убедительными. К каждому тезису необходим как минимум один аргумент. Примеры можно брать не только из литературы, в том числе из нескольких произведений и разных авторов, но также и из кино, из жизни. Можно рассказать как о вашем личном опыте, так и о событиях из жизни Ваших родных и друзей, о произошедшем в стране и в мире. О явлениях, тенденциях в той или иной сфере. Запомните, что аргумент не может состоять из одного абзаца. Сначала всегда идёт тезис, за ним ─ аргумент.

Клише и шаблоны для аргументов

  • В жизни часто приходится сталкиваться…
  • Часто можно наблюдать картину…
  • Проблема, затронутая автором, волновала многих писателей…
  • Последние события показали, что данная тема актуальна и сегодня.
  • Этот вопрос поднимался автором в его основных произведениях…

Часть 3: Заключение

Заключительная часть сочинения должна быть примерно такого же объёма, как введение. Она должна быть краткой и логичной. Здесь нужно подвести итог вышесказанному, рассказать о выводе, который Вы сделали для себя. Также в заключении можно сказать значении творчества автора для отечественной и мировой литературы, того или иного литературного течения (классицизма, реализма), о том, почему затронутые им темы актуальны или не актуальны для наших дней. Для связи заключения с предыдущими частями можно использовать слова и речевые конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», в связи с этим» и т. д.

Клише и шаблоны для заключения:

  • После прочтения данного произведения становится ясно… Осознаёшь, что…
  • Я пришёл к выводу…
  • Я осознал…
  • Автор хочет сказать читателю…
  • Посыл автора читателю заключается в том…
  • Автор считает важной проблему…
  • Автор показывает нам….

Рекомендации

Как хорошо написать сочинение по русскому языку? Учтите эти универсальные советы:

  • Каждую часть сочинения нужно начинать с красной строки.
  • Переход от одного абзаца к другому дожжен быть логичным: следующий абзац должен вытекать из предыдущего.
  • Желательно, чтобы слов было больше 350. Минимальное количество ─ 250.

Автор: Артем Аввакумов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *